Svetlana Vinnikova

Svetlana Vinnikova - Artist on botanical illustration and painting..

Интервью с художником

Светлана, что вы отвечаете на вопрос: «Чем вы занимаетесь»?
Отвечаю, что рисую гиперреалистричные фрукты и цветы (смеется). Ботаническая живопись не всем понятна, поэтому я стараюсь максимально подробно объяснить человеку, чем я занимаюсь. Лучше всего срабатывает, когда я показываю свои работы – тут не остается вопросов.

Как вы начали рисовать? Связана ли это с какой-то конкретной ситуацией?
Как и многие художники, я любила рисовать еще с раннего детства, потом поступила в художественный колледж, а затем - в художественный ВУЗ. Учебная рутина так меня затянула, что я совершенно не рисовала для себя. В 21 год со мной случилась трагичная история, после которой я с очень тяжелым диагнозом попала в больницу. Врачи не давали никаких гарантий.

Был в моем лечении такой период, когда мне нужно было несколько дней лежать на очень жесткой поверхности, не шевелиться и ничего не делать, чтобы позвоночник оставался всегда в заданном положении. В эти дни мне ничего не оставалось, как просто лежать и думать… и как раз во время тех размышлений я поняла: «Мне 21 год. Я в своей жизни так ничего своего и не нарисовала, а мечтала ведь стать художником». И я подумала, что если мне удастся восстановиться и встать на ноги, то обязательно стану художником!

Вселенная услышала меня, и я поправилась. После выхода из больницы я начала искать себя в искусстве, очень много чего попробовала и в итоге пришла к ботанической живописи.

Ходили ли вы в художественную школу в детстве?
Иллюстрация Светланы Винниковой Нет. Мама решила, что художественная школа погубит все творческие ростки, и отдала меня просто в свободную художественную студию. Там мы рисовали много «из головы». Поэтому мне, отчасти, было сложно поступить в высшее художественное заведение, не имея академической базы. Я не могла просто нарисовать натюрморт, как он есть. Все время хотелось что-то добавить от себя. Но я немного походила на подготовительные курсы, и в итоге у меня получилось поступить в Высшую Школу Народных Искусств. Там мы как раз изучали основы ботанической живописи, что и положило начало моей любви к ней.

Я могла пойти и в специальную школу в 10-11 класс при Мухинском училище (прим.ред. - Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), так как по вступительным экзаменам тоже туда прошла, но выбрала Высшую Школу Народных Искусств, потому что там был упор именно на масло, которым я на тот момент очень увлекалась.

Как вы перешли с масла на акварель?
Сразу после окончания института, где все эти годы мы писали маслом, я поехала отдохнуть на пленэр под Выборг – там очень живописные места! И несколько дней, поносив с собой в рюкзаке масло, этюдник, и все сопутствующие материалы, я поняла, что не могу больше ходить куда-то далеко от дома, чтобы рисовать.

Тогда я вспомнила, что у меня с собой есть акварель, которую я на тот момент не очень любила. Я взяла ее с собой и пошла делать этюды. И мне так это понравилось! Когда я вернулась в город и выложила свои акварельные работы в интернет, мне почти сразу же предложили преподавать – именно акварель! И потом, уже через преподавание акварели, я окончательно влюбилась в этот материал. Сейчас уже масло давно пылится на полке.

В какой момент проявилась ваша любовь к ботанической иллюстрации?
Если разобраться, то с детства. Мне всегда было интереснее не играть с другими детьми, особенно на природе, а изучать растительный и животный мир вокруг. Чем я сейчас, уже во взрослом возрасте, и занимаюсь. В детстве меня это так увлекало, что мама думала - я стану каким-то серьезным ученым-ботаником. Еще, думаю, повлиял тот факт, что в институте мы много копировали мастеров ботанической живописи 19 века.

Когда после института я находилась в поисках своего стиля и направления в живописи, то успела попробовать академическую живопись, абстрактную живопись и современное искусство. Но абстракция требовала от меня очень много душевных сил: после завершения картины я просто валилась с ног!

На самом деле, чтобы заниматься современным искусством, нужно много чего знать и уметь – это совсем не так просто, как в фильме «Один плюс один» (улыбается). Нужна очень серьезная подготовка.

Как давно ботаническая иллюстрация стала отдельным стилем живописи?
Иллюстрация Светланы Винниковой Это очень тонкий момент. Многие не знают отличия ботанической живописи от ботанической иллюстрации. Ботаническая иллюстрация – это самое раннее направление в данной сфере. Тогда художнику нужно было просто зарисовать растение реалистично, собрать общий образ. Например, он мог просмотреть множество цветов мака и нарисовать одну обобщенную иллюстрацию – некий собирательный образ. Ботаническая иллюстрация и по сей день применяется в различных атласах и энциклопедиях.

Начиная c работ Пьера-Жозефа Редуте появилось понятие «ботаническая живопись», когда ботаническое искусство вышло за рамки научного и стало отдельным направлением (прим. ред. – Пьер-Жозеф Редуте, 19 век, французский художник и ботаник, королевский живописец и литограф, мастер ботанической иллюстрации). В современном мире ботаническая живопись – это изображение конкретного растения со всеми его шероховатостями, детальками, сухими местами и прожилками. Это - как портрет конкретного растения.

Также недавно появилось такое направление, как «коммерческая ботаническая иллюстрация». Это создание идеального образа растения, которое потом используется, например, на этикетках шампуней, чаях и подобных упаковках.

Ботаническая живопись представляется сообществом художников, которые в основном работают за рубежом. Они устраивают выставки, обучающие курсы, делятся техниками, приемами и живут отдельным творческим сообществом.

Почему основное сообщество ботанической живописи создалось именно за рубежом?
За рубежом всегда была развита традиция садоводства. Свои успехи в этом деле, прекрасные цветы и фрукты, всегда было принято зарисовывать или впоследствии фотографировать. Также были художники, которые работали при дворцовых садах и оранжереях, как, например, Пьер-Жозеф Редуте, изображавший цветы, которые там же и росли.

В России ботанической живописью именно с эстетической, а не с научной целью, занимались в основном молодые дворянки. Естественно после революции подобное искусство искоренялось.

Сейчас замечательный художник Александр Вязьменский возрождает традиции ботанической живописи, и начинают появляться художники этого направления.

Вы сами хотите развиваться в ботанической живописи или в ботанической иллюстрации?
Иллюстрация Светланы Винниковой Я считаю, что только некоторые из моих последних работ относятся к ботанической живописи. А в своей общей массе это - иллюстрации, сборные образы. Я все равно рисую какой-то цветок и на финальном этапе откладываю его в сторону, и смотрю на картину именно с художественной точки зрения. Могу что-то подправить или сгладить, чтобы создать более яркий художественный образ. Но хочется стремиться именно к более высокому уровню детализации и приближаться к классической ботанической живописи.

Вспомните первую нарисованную иллюстрацию?
Это была зарисовка ветви каштана, моего любимого дерева. Несмотря на то, что я написала ее быстро и на плохой бумаге, в этой работе впервые достаточно ярко проявились мои характерные особенности стиля: объем, контраст, движение в компоновке. Хотя я сейчас вижу в этой работе массу недостатков, многие ученики говорят, что больше всего любят именно ее. «Каштаны» стоят у меня на аватарке в Инстаграм.

Сколько времени у вас уходит на одну картину?
Сейчас я думаю над увеличением времени работы над одной картиной, чтобы лучше прорабатывать детали. А пока, если это ботаническая иллюстрация, то трачу на нее один вечер. Если я начинаю стремиться к западным канонам ботанической живописи, то трачу на один тюльпанчик весь день. Точнее это 4-6 самых светлых часов.

Какие художественные материалы вы используете?
Иллюстрация Светланы Винниковой Я использую краски «Белые ночи» от Невской Палитры. У меня есть наборы акварели Sakura и Winsor&Newton, но пользуюсь ими крайне редко. Самые большие проблемы у меня были с бумагой и кистями. Я очень долго мучалась с бумагой, потому что не хотела признавать, что хорошая бумага должна быть дорогая. Постоянно хотела купить бумагу подешевле! Завершила поиски подходящей бумаги я совсем недавно, и это сразу же сказалось на качестве работ. В ботанической живописи важно выбрать именно гладкую бумагу, которая хорошо впитывает краску и при этом дает возможность чуть-чуть размыть рисунок без каких-то пятен. После очень долгих экспериментов я пришла к своей любимой бумаге – Canson Moulin Du Roy Сатин 300 gr/m. Важно, что подходит именно обратная сторона, которая гладкая и послушная работе!

Я пробовала самую лучшую, по мнению зарубежных коллег, бумагу для ботанической живописи – Fabriano Artistic, Hot Pressed, 300 gr/m, 100% cotton. Но мне она не понравилась, и я осталась верна Canson Moulin Du Roy.

Кисти использую синтетические. Главное, чтобы у них был максимально острый кончик. Для ботанической живописи мне хватает всего 2-3 кисти. Предпочитаю фирмы Гамма, Сонет и Roubloff. Также использую белую гуашь для мелких светлых деталей.

На каких художников вы сами ориентируетесь?
Как раз недавно делала пост про них в Инстаграм. Это художники: Carolyn Jenkins (@jenkinscarolyn), Karen Kluglein (@karenkluglein), Carrie Di Costanzo (@carriedicostanzo), Inky Leaves (@inkyleaves). Мы общаемся в Инстаграм, пишем друг другу комментарии.

Какая у вас ближайшая творческая цель?
Я очень хочу стать членом Американского Ботанического Сообщества. В Европе есть несколько сообществ, но приглянулось мне именно американское. Это объединенное сообщество, и, вступив в него, можно вступить и в более мелкие. Мне очень понравился уровень работ на их выставках. Тот же Александр Вязьменский, наш знаменитый российский ботанический живописец, состоит в этом сообществе.

Чтобы стать их членом, нужно собрать определеннее количество работ и подать заявку. У меня уже есть некоторые работы, но я хочу нарисовать еще больше и создать несколько более фундаментальных работ. Пока я рисую все подряд, а хотелось бы найти более узкую тематику.

Как вы ищете заказы или они вас находят сами?
Иллюстрация Светланы Винниковой Сейчас самое лучшее для иллюстратора – это быть найденным. Потому что, когда ты пишешь заказчику сам, ты навязываешь ему услугу, в которой он не нуждается. А если тебя нашли, то заказчик уже проанализировал твой стиль, и вероятность успешного сотрудничества намного выше. Здесь я сторонник Яны Франк, которая говорит, что рисовать нужно в одном стиле и на какую-то определенную тематику. Поэтому сейчас присутствие художника и его работ в сети просто необходимо. Как сказал Остин Клеон в книге «Покажи свою работу»: «Если вашей работы нет в сети, то ее просто не существует». Замечательная, кстати, книга!

В последние месяцы стало приходить достаточно много предложений сотрудничества и интересных заказов, а до этого я работала больше как преподаватель.

Бывает ли такое, что вам не хочется рисовать?
Бывает. Когда я переделала много дел за день, уже вечер, а мне еще нужно рисовать коммерческий заказ. Когда я рисую что-то свое, конечно, воодушевления больше, чем когда рисую заказные работы, ведь работы на заказ рисуются с фотографии. А это не так интересно. Тем не менее, конечно, я стараюсь сделать их на высоком уровне.

Как и когда вы начали преподавать?
Желание преподавать я почувствовала еще в институте, когда мне хотелось помочь и подсказать одногрупникам то, что я уже поняла. К окончанию института я уже несколько раз попробовала себя в роли преподавателя, так как наши учителя иногда оставляли меня на замену.

В каких школах или студиях можно найти ваши курсы и мастер-классы?
Иллюстрация Светланы Винниковой Сейчас я работаю в студии «Пора рисовать!» и с 16 марта (2016) начинаю преподавать в новой школе «Kalacheva School» в Санкт-Петербурге. Также я дружу с ребятами «Clever Studia». Недавно прошел выездной мастер-класс в Самаре, скоро поеду в Москву. А летом планируется пленэр в Австрии.

Как вы несете свое творчество в люди?
Сейчас это Инстаграм. Хотя у меня он появился совсем недавно – в декабря 2015 года. Сейчас там уже накопилось очень много человек, что немного повергло меня в шок. У меня была целая эпопея с тем, как красиво делать фотографии (смеется). Мне легко там отвечать на комментарии и общаться. А остальные социальные сети отошли на задний план, хотя я понимаю, что их тоже нужно вести.

С другой стороны, как говорил писатель Нил Гейман: «Когда я начал отвечать на все письма подписчиков, я заметил, что стал меньше писать. А ведь именно это моя основная деятельность!». Поэтому сейчас я ограничиваю свое время в интернете в пользу занятий живописью.

Еще мне очень нравится Behance, потому что можно сразу выложить проект, показать, как ты вдохновился, весь процесс создания картины и результат. Все достаточно профессионально. Сейчас задумываюсь над собственным сайтом с блогом, чтобы все объединить в одном месте.

Есть ли у вас какой-то свой художественный проект или идея?
Да, я хочу записать свой онлайн-курс по ботанической живописи, и сейчас мы ведем переговоры с пространством Lectoroom. Вообще я не люблю заранее озвучивать свои идеи и проекты, но тут уже все решено: я все равно запишу этот курс (смеется)!

Сейчас мой короткий базовый онлайн-курс можно найти на сайте проекта Горизонтум. Он ориентирован на тех, кто хочет получить совсем базовые знания. С Lectoroom мы хотим записать более полноценный курс с возможностью обратной связи со мной.

Как вы стали ученицей Александра Вязьменского?
Александр давно начал заниматься ботанической живописью. Он нигде не учился – сам развился в этой области. Отучился на вечерних классах в Академии Художеств, но на тот момент уже был сложившимся художником, как сам говорит. На всех зарубежных выставках он представляет нашу страну. Его специализация - грибы.

Я не его ученица в прямом смысле этого слова, потому что, когда мы познакомились, у меня уже был свой стиль и техника, полученные в институте. Но я учусь у него методике преподавания и «подсматриваю» технические приемы.

Какие советы вы можете дать начинающим художникам?
Иллюстрация Светланы Винниковой Нужно обязательно найти свою тему и свой материал. Это должно быть что-то среднее между тем, что нравится, и что получается. Вне зависимости от того, что вы делаете, сейчас можно на любой продукт найти свою аудиторию в интернете. Нужно сосредоточиться именно на том, что нравится. Если вы будете разбрасываться, то ни ваш зритель не поймет, что же вы все-таки рисуете, ни ваш потенциальный заказчик.

Поиск своей тематики может занять много времени. Не обязательно выкладывать в интернет результаты своих творческих поисков, так как они могут быть не очень удачными и создадут сумбур. Или вы можете по мере того, как «нащупываете» свою тематику, удалять свои прошлые работы, которые к ней точно уже не относятся.

Следующее - это яркая индивидуальность. Многие начинающие художники в рамках самообучения копируют чьи-то работы и выкладывают их в интернет. Помните, что когда вы кого-то копируете, вы становитесь его конкурентом. И все равно люди будут смотреть на первоисточник, а вы будете всего лишь последователем. Идя по следам великих, своих следов не оставишь. Поэтому что-то у вас должно быть свое в картинах – индивидуальное.

Дальше можно регистрироваться на различных сайтах в Интернете: Вконтакте, Инстаграм, Facebook, Behance. Вот Doodle&Sketch нашел меня в Инстаграм, например (смеется).

Однако, помните, что моментально вы звездой не станете. Поначалу откликов будет немного. Но терпение и труд все перетрут. И со временем вы найдете свою аудиторию.

Есть ли какой-то художественный секрет, почему у вас получаются такие хорошие картины?
Мне кажется, это из-за того, что я очень люблю писать портреты, и к каждому своему цветку или веточке я отношусь, как к живому существу. Портреты людей я любила писать еще в институте, но столкнулась с такой сложностью, что человек не будет сидеть и позировать столько, сколько тебе нужно, а растение будет (смеется).

Я стараюсь прочувствовать тот объект, который я изображаю, поставить себя на его место, понять его структуру. Поэтому я использую лупу, чтобы рассмотреть все детально.

Какие плюсы и минусы у профессии художника?
Иллюстрация Светланы Винниковой Минус в том, что большинство людей не воспринимают вас серьезно. С другой стороны, некоторые могут вас слишком превозносить, что может очень расслабить, и вы перестаете усердно работать.

Я недавно вернулась из поездки на мастер-класс в Самару и там, кроме своих учеников, сталкивалась с большим количеством людей. Некоторые думали, что преподаю ИЗО в школе, до тех пор, пока я не показывала им свои работы.

Родные и близкие могут тоже не понимать ваш выбор – это самое тяжелое. В самом начале деятельности у меня были моменты, когда ничего не получалось, и моя семья очень за меня переживала. Сейчас, когда у меня пошли какие-то успехи, они уже успокоились и теперь радуются за меня.

Бывают периоды, особенно в начале, когда художнику сложно заработать. Да, в такие периоды деньги нужно расходовать с умом и продолжать идти к своей цели. Здесь важно думать не о том, как заработать миллионы, а о том, как создать хорошую работу. И только тогда вам начнут поступать интересные предложения. Это вселенский закон равновесия: чем больше ты что-то преследуешь, чем больше оно от тебя убегает. Если вы создадите три работы, и тут же будете пытаться продать их за большие деньги или нанести их на кружки и подушки, то успеха не будет.

Что для вас лучший отдых?
Отдых - это когда я работаю для себя! Я читала интервью со знаменитым художником. Он поехал в отпуск и решил не брать с собой художественных материалов. В итоге он купил их на месте через 3 дня, потому что не выдержал (смеется)! Отличный отдых, прогулка на природе, поиск будущего объекта для рисования и последующее создание картины.

Занимаетесь ли вы спортом?
Да, я очень люблю плавать. Раньше по утрам делала упражнения для позвоночника, но сейчас забросила. Также люблю гулять и совмещать это с дыхательной гимнастикой: 4 шага - вдох и 6 шагов - выдох. Так очень хорошо можно очистить легкие, продышаться. Конечно, это лучше делать в парке, вдали от машин. А так как мы, художники, постоянно сидим скрючившись и дышим растворителями, то такие прогулки очень полезны.

Какие книги вы любите читать и какие фильмы смотреть?
Иллюстрация Светланы Винниковой Мне очень нравятся книги С. Моэма. У него есть несколько произведений про художников: «Луна и грош», «Бремя страстей человеческих». Романы Ирвинга Стоуна. Мне кажется, что будущие художники обязательно должны прочитать несколько книг о великих художниках прошлого, чтобы понять, что у них тоже были сложные поиски себя и творческие мучения. Все художники через это проходили.

Очень люблю фильмы про преодоление каких-то трудностей, может потому, что у меня вся жизнь прошла под таким девизом. Люблю фильмы «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и все в этом роде. Для расслабления могу посмотреть романтическую комедию.

Опишите ваше творческое место.
У меня большой белый стол у окна, весь заставленный вазами с веточками, сухоцветом, орешками, бабочками и фруктами. Там же стоят мои любимые оленьи рога, которые моя мама нашла для меня на улице! Второе мое рабочее место – это диван. Я очень люблю рисовать в полулежащем положении – ничего не могу с собой поделать (смеется)! Летом планирую маленькую перестановку: хочу поставить у окна небольшой диванчик, чтобы совместить эти два рабочих места.

Как вы относитесь к тому, что срывая растение, фактически убиваете его?
Иллюстрация Светланы Винниковой Да, в этических вопросах можно зайти очень далеко. То есть мне нельзя быть вегетарианкой, потому что растения - мои друзья. И животных есть тоже нельзя. И можно будет питаться одной лапшой Доширак, потому что она уж точно не из чего живого не сделана (смеется)!

Я стараюсь, насколько это возможно, подбирать уже сухие веточки или уже неживых бабочек. Если что-то нужно сорвать, то, конечно, я испытываю угрызения совести. Но обещаю растению, что его образ сохранится на бумаге на долгие годы и будет вдохновлять и радовать людей.

Назовите 5 фактов о себе
1. Я интроверт. Как говорил Шерлок Холмс в сериале с Камбербетчем: «Я высокоэффективный социопат»

2. Я преподаватель по жизни. Всегда смотрю на работы других людей с этой точки зрения, ничего не могу с собой поделать.

3. Я человек-преодоление, постоянно что-то преодолеваю. Себя, обстоятельства…

4. Я люблю творческое соперничество.

5. Я человек природы, потому что именно на природе чувствую себя на своем месте!

Как относится к вашей творческой деятельности ваша вторая половинка, ваша семья и друзья?
Семья сначала не понимала, как я буду искать свое место в жизни, сейчас все уже успокоились и радуются за меня. Молодой человек всегда меня поддерживает и помогает. Для меня это было и остается очень важным моментом. Например, когда я была куратором зоны акварели на фестивале «Пора рисовать», Саша вызвался волонтером на мероприятие, чтобы быть рядом со мной, помогать с материалами и приносить мне поесть в перерыве между мастер-классами, на которые пришло более 40 человек. Также он ведет переписку с иностранными заказчиками, если моего английского не хватает.

Что вы делаете с неудавшимися работами?
У меня бывают работы, которые остаются незакончеными, если у меня в процессе рисования пропадает запал. Но, если я закончила работу, и она мне не нравится, то я могу кому-нибудь ее подарить. Я вообще человек-минималист: чем меньше вокруг вещей, тем лучше, поэтому бывает, что и выбрасываю неудавшиеся картины.

Представьте, что вам безвозмездно дали 3 миллиона рублей. На что вы их потратите?
Иллюстрация Светланы Винниковой Я их положу куда-нибудь, чтобы у меня постоянно был пассивный доход, и тогда перестану брать заказы какое-то время - буду рисовать только для себя. Я считаю, что свои финансы надо хорошо продумывать, поэтому спонтанно я бы их не тратила точно. Потом открыла бы мастерскую в красивом месте в центре, чтобы можно было там преподавать. Мне, конечно, нравятся места около моего дома, но сюда очень сложно добираться, поэтому в центре было бы удобнее.

Какой сверхспособностью вы бы хотели обладать?
Становиться невидимой. Я, как художник, могу совершать неадекватные, по мнению других, поступки. Например, идя по улице, задуматься, потом опомниться, резко пойти в другую сторону и врезаться в дерево (смеется)! Или, увидев в парке много красивых веточек, полезть за ними через все кусты. В такие моменты хочется стать невидимой.

Как вы считаете, должен ли каждый человек заниматься творчеством?
Да. Творчески раскрываться должен каждый. Творчество часто прорывается в человеке даже в таких обыденных вещах, как приготовление пищи, макияж или ремонт. Кто-то творчески растит детей, используя оригинальные методики. Основная деятельность – «профессия» - может быть, конечно, напрямую не связана с творчеством, но какое-то любимое занятие, направленное на созидание, должно быть: дизайн интерьера, кулинария, создание игрушек и так далее. Это гармонизирует личность.

Если бы знали, что в следующей жизни переродитесь в картину, какой картиной вы бы хотели стать?
Какой-нибудь очень спорной картиной, чтобы люди приходили ко мне и испытывали целый спектр эмоций: от негодования до восхищения. Например, какой-то смелой абстракцией.

Какое у вас любимое место в Петербурге?
Марсово Поле. Я много проводила там времени в перерывах между занятиями в институте. Особенно люблю его в период цветения сирени. Также мне нравится Ботанический Сад, там я черпаю очень много вдохновения!

Поделиться:
Опубликовано: 7 апр 2016