Soosh

Soosh - Watercolor artist, illustrator..

Интервью с художником

Суш, расскажите, как вы начали рисовать?
Началось все с самого детства. Я рисовала всегда. Какой-то невероятной истории тут нет. В художественную школу я пришла где-то в 12 лет. Я рисовала там дня 3-4 и все не могла понять, когда же кончится горшок и начнется что-то интересное (смеется). Но горшок не заканчивался. Тогда я спросила у детей постарше, и они ответили: «О, горшки вы будете еще долго рисовать!». И я ушла оттуда, потому что рисовать все время горшок я не хотела.

Через несколько лет я снова пришла в художественную школу и встретила там одного преподавателя (я сейчас уже не вспомню ни его имени, ни фамилии), который сказал мне: «А тебе и не надо сюда ходить. А то научишься, как «надо» рисовать, и будешь рисовать «как все». Я очень хорошо запомнила эти слова. Тогда мне казалось, что я как раз и хочу «как все», но все равно послушала этого преподавателя и опять ушла из художественной школы. В этот раз уже насовсем.

Всегда ли у вас рисование было основным хобби?
Для меня рисование - это волнообразный процесс. Если на меня находит что-то, я могу оставить и забросить все, что можно, и буду рисовать, уйдя в этот процесс с головой. Потом волна проходит, я «вырисовываюсь» и чувствую, что нужен перерыв. Во время перерыва я вообще не беру кисть в руки. Год назад, когда я зарегистрировалась в Инстаграм, у меня как раз началась новая творческая волна. А до этого был перерыв 3-4 года.

Связаны ли с чем-то приходы этих «творческих волн» в вашу жизнь?
Иллюстрация Soosh Нет. Как-то все само приходит, а потом само уходит. Сейчас я еще не выдохлась и чувствую, что у меня есть идеи и желание творить. Ежедневно я могу рисовать, ну может, 6 месяцев, потом я чувствую, что сюжеты в голове кончились, и что-то ушло – наверное, это и называют «вдохновением». Тогда все нужно отложить и отдохнуть несколько дней.

Вы называете себя иллюстратором, а не художником. Почему?
Я действительно не считаю и не чувствую себя художником именно в прямом смысле этого слова. Все мои иллюстрации чрезвычайно далеки от художественного начала.

Начать рисовать может кто угодно. Главное, найти себя и свой стиль, а для этого нужно разрешить себе видеть мир именно своими глазами, а не глазами общественности.

В обществе принято: если ты называешь себя художником, то ты, как минимум, должен уметь нарисовать «один в один» портрет человека. Поэтому мне больше нравится называть себя иллюстратором – это более демократичное слово (смеется).

Ван Гог, Куинджи – это художники. А я – иллюстратор.

Как вы ищете вдохновение?
Прошу его прийти, печеньками кормлю (смеется). Заставить вдохновение или музу прийти - нельзя. Это как насильно влюбить кого-то в себя – все равно не по-настоящему, и ничего путного из этого не выйдет. Ни радости, ни хорошей иллюстрации.

Когда я раньше насильно сажала себя рисовать, мне могло что-то не нравиться, но я считала, что нужно закончить все равно. И получалась плохая иллюстрация. Сейчас я могу остановиться на половине работы или даже на моменте эскиза, если чувствую – что-то не так. Жалко тратить время на то, что не нравится.

То есть, вы считаете, что начинающие художники и иллюстраторы должны рисовать только то, что нравится?
Скажу за себя. Я никогда не хотела рисовать что-то, чтобы просто «набить руку»: десятки горшков или листиков. Да, это развивает наблюдательность, но человек должен хотеть рисовать именно горшки и листики! Тогда будет толк.

В какой момент иллюстрация стала вашей основной деятельностью?
Иллюстрация Soosh Раньше я работала переводчиком, у меня филологическое образование по английскому языку и литературе. Потом у меня родился сын, и я начала рисовать дома. И в тот момент я узнала про стоковые иллюстрации – так я начала рисовать в векторе. Мне это очень нравилось, потому что не нужно было рисовать на заказ – ведь я совсем не умею это делать. Мои сюжеты идут изнутри.

4 года я рисовала векторные иллюстрации (изображения и объекты, созданные с помощью компьютерной графики, - прим. ред) для стоков (Сток - общедоступная торговая площадка для продажи изображений, - прим. ред). Сначала рисовала полноценные законченные сюжеты, но они не продавались. Потом я поняла, что основная аудитория стоков – это дизайнеры, которым не нужна моя оригинальная картинка – им нужны «заготовки» и «полуфабрикаты», которые просто использовать и внедрить в любой дизайн. Как только я переквалифицировалась – продажи пошли. На стоках могут зарабатывать даже те, кто не умеет рисовать, но имеет чувство прекрасного.

В какой-то момент мне стало скучно рисовать простые картинки для стоков, и я начала рисовать акварелью именно сложные сюжеты.

Вы всегда рисовали акварелью или пробовали другие материалы?
Я не могу рисовать маслом – у меня от него кружится голова. Плюс масло ассоциируется у меня с тем самым громким словом «художник» и сразу как будто накладывает ответственность на всю работу. У меня, наверно, слишком много внутренних границ и «заморочек», но маслом я не могу передать те сюжеты, которые есть у меня в голове.

Акварель – очень «легкий» материал: просто рисовать и брать с собой.

Как выглядит ваш походный набор для рисования?
Ой, здесь я «Плюшкин»! Беру все (смеется)! Очень часто бывает, что приходится использовать какие-то художественные материалы, просто потому что я взяла их с собой, и обидно ими даже не воспользоваться! Конечно, я больше люблю рисовать дома в спокойной обстановке, чтобы ничто не отвлекало.

Какие художественные материалы вы используете?
Иллюстрация Soosh Бумага для меня – это основное. Не могу рисовать ни на какой, кроме ГоЗнак «яичная скорлупа». Причем я покупаю ее в ватманах и сама нарезаю. Мне не нравится прямоугольный магазинный формат бумаги – еще с детства не могла ничем заполнить этот лист – всегда оставались пустые углы. Я рисую на квадратных листах. Плюс эта бумага обладает очень приятной текстурой и ведет себя предсказуемо. Она не такая плотная – 200 гр, и, если налить много воды, то она может, конечно, покоробиться.

Кисти я люблю совершенно разные – практически никогда не обращаю внимания на фирму, когда покупаю их. У меня есть большая беличья кисть для крупных элементов и заливок, маленькая колонковая кисть для деталей и аква-кисть (синтетическая кисть с резервуаром для воды – прим. ред.). К аква-кисти нужно привыкнуть – у нее толстая ручка. Но это очень удобный инструмент: она никогда не пересыхает.

Я не использую ластики и резинки – использую только клячку. При рисовании акварелью вообще нельзя тереть резинкой бумагу, потому что при заливке цветом это место выделится, и сразу будет видно, где вы долго исправляли свои ошибки. Здесь-то и поможет клячка – она совершенно не портит бумагу. Моя любимая – клячка от Faber Castell. Если перед началом раскрашивания работы мне нужно немного осветлить карандаш – не стирать его совсем – тоже использую клячку. Стучу ей по бумаге, и она частично убирает графит.

Мои любимые краски - «Белые Ночи». Не люблю яркие цвета. Больше нравится все естественное, природное, поэтому в моих иллюстрациях так часто можно встретить различные земляные оттенки. Когда я смотрю на яркую иллюстрацию, то первое, что я вижу – это цвет, а не сюжет. А хочется, чтобы ничто не отвлекало от идеи самой картины. Мои любимые цвета акварели: сепия, сиена, умбра, охра, кость жженая, нейтрально-черная. И даже их я тоже сильно развожу водой, чтобы они не были яркими.

Акварель в тюбиках не пробовала – мне очень нравятся кюветки. Тюбики у меня все равно ассоциируются с маслом и масляной живописью, которую я не очень люблю. Хотя иногда я вижу какие-то интересные земляные оттенки у других производителей, так что может быть когда-то и приобрету себе тюбик (смеется).

Что вас вдохновляет на творчество, и как рождаются сюжеты ваших иллюстраций?
Меня невероятно вдохновляют жестяные коробочки с разными безделушками. Знаете, все мы в детстве такие собирали. Это маленькая железная коробочка, в которую дети складывают свои «сокровища»: цветные стеклышки, ракушки, камушки, куски веревки, гайки, перья – все интересное, что можно было найти во дворе или на чердаке на даче. Я до сих пор собираю такие свои коробочки (смеется). В них есть какая-то магическая сила. Вообще я очень люблю стиль Бохо, а там таких элементов очень много.

Все мои иллюстрации из серии «Богини» или, как я их называю, матери плодородия, имеют в своей одежде и на своих масках именно эти элементы. Многие идеи у меня рождаются, когда я перебираю «сокровища» в этих жестяных коробочках. В детстве у меня была такая, и там, вы не поверите, было столько всего! Весь мир просто! И я однажды забыла ее во дворе, и, конечно, кто-то ее забрал себе. Я вспоминаю о ней до сих пор, хотя это было лет 30 назад.

Расскажите про ваши иллюстрации и серии?
Иллюстрация Soosh У меня есть несколько серий иллюстраций: про папу и маленькую дочку, про маленькую девочку и больших лесных духов, про богинь, и зарисовки простых предметов из жизни.

Мне и моему сыну очень нравятся сказки народов Севера, где нет никаких лишних цветов, нет сложных сюжетов. Они все про очень простую жизнь и бытовые моменты. Когда мы их прочли, то заинтересовались и начали глубже изучать историю различных Северных племен. С этого и началась моя первая серия иллюстраций про лесных духов. Причем ощущения были такие, что мне нужно срочно все это «вырисовать» из себя. У меня уже есть любимая книга по этой тематике - Клариса Пинкола Эстесс «Бегущая с волками». Это книга про женские архетипы в мифах и сказаниях – очень интересно! И также есть фильмы «Whale rider» (Оседлавший кита, 2002 г), «Беспокойная Анна» (2007 г), которые также произвели на меня неизгладимое впечатление.

Часто мои иллюстрации рождаются от чувства одиночества и желания защиты. Я воспитываю сына сама, и иногда мне хочется, чтобы пришел кто-то и сказал: «А давай я помогу тебе. Я все сделаю сам, а ты пока отдохни». И этот «кто-то» - и большой папа с маленькой девочкой, и лесной дух, и богини. И мне все время казалось и кажется до сих пор, что я сейчас нарисую какую-нибудь богиню и мать плодородия и буду под ее защитой.

Расскажите про ваших богинь. Они у вас не нимфы-красавицы, а крупные дородные женщины с масками на лице и темными руками…
Иллюстрация Soosh Я обожаю людей в теле. Хотя сама никогда не могла похвастаться крупными формами.

Мне не нравится, когда мне врут в лицо. Например, когда в рекламе показывают хрупких красоток на длинных ножках и преподносят это так, как будто только с такой внешностью ваша жизнь сложится хорошо. Я хочу настоящего, не поддельного. Поэтому, когда я рисую своих богинь, я хочу, чтобы грудь у них была такая, какую я помню у своей прабабушки, вскормившей 12 детей. Это и есть жизнь. Именно такая грудь – это олицетворение плодородия. Это древний образ женщины. Она не может быть худенькой и слабой, иначе она сломается. Она же мать, у нее 12 детей за плечами. Именно такие женщины создают и растят жизнь.

Мы сейчас живем в городах и оторваны от природы, от естественного течения жизни. Сегодня женщинам не нужна такая грудь, сильные ноги и выносливость.

Темные руки у богинь – это грязь. Сколько я помню свою бабушку, у нее никогда не были чистые руки, потому что она всегда ими что-то делала: в огороде, по дому и так далее. Грязные руки – это признак труда. Грязь – это земля. А из земли растет наша будущая еда. Все взаимосвязано.

Если вы посмотрите на мои иллюстрации, то увидите, что почти нигде у героев не видно полностью лица. Мне нравится оставлять некую недосказанность в своих работах. И в жизни я тоже не люблю, когда все очевидно: мне нравятся фильмы с непонятным концом и книги, которые оставляют место для фантазии. Когда вы не видите лица, то вы можете представить любое лицо, какое захотите. Плюс маска является неким защитным элементов, и чтобы увидеть лицо богини, у вас с ней должна быть определенная степень близости – это как привилегия.

Маски у богинь немного страшные потому, что они и не должны располагать к себе. Это могущественные женщины, к которым не подойдешь с каким-то глупым вопросом. Эти маски показывают, что к богиням нужно искать подход и дистанцируют их от смертных людей. В этих персонажах много духовного и загадочного – как и в самих женщинах.

Очень интересно! А расскажите, какой подтекст есть в ваших иллюстрациях с маленькой девочкой?
Иллюстрация Soosh Сначала вместе с девочкой на иллюстрациях присутствовал большой лесной дух. Это было обусловлено тем, что тогда в своей жизни я искала опору и поддержку. И до сих пор, чтобы не жалеть себя, я представляю, что рядом со мной стоят как минимум два вот таких лесных духа. Они большие, сильные, добрые, не нападают без надобности, но если что - у них есть рога. И одно их присутствие – это уже спокойствие. Рядом с такими духами я сама чувствую себя внутри именно такой маленькой девочкой, какую рисую в своих иллюстрациях. Эта девочка - это и я, и каждый из вас, кому когда-то нужна была поддержка.

В какой-то момент сюжеты с духами стали иссякать, но необходимость в защите для маленькой девочки осталась. И тогда случилась в моей жизни ситуация, когда мне нужно было делать ремонт в квартире. А я же одна. И вот я пошла выбирать строительные материалы на рынок, и так мне там было некомфортно! Все смотрели на меня, как на беспомощное существо!

Потом я сидела дома на подоконнике, и мне очень захотелось, чтобы сейчас пришел папа и все решил. Так мне пришло в голову нарисовать для своей девочки папу. Причем папа – это именно образ. Это может быть любой сильный и добрый человек с определенной энергетикой, который для вас в данный момент будет играть роль папы.

Вообще, я считаю, что быть мужчиной очень тяжело. Мужчин надо беречь. Ребенок в первую очередь идет к маме, мама идет к папе, а папе некуда идти. Папа должен развернуться и решить вопрос. Мне часто пишут отзывы папы, которые видят себя в моих персонажах.

Мама в иллюстрациях появилась случайно. Я вообще всегда рисовала «папу», как собирательный образ. Для меня это были и папа, и мама в одном лице. Но люди начали задавать вопросы: «Где мама? Девочка живет в неполной семье?». И пришлось дорисовать маму. Но, как вы можете заметить, она не часто появляется на моих иллюстрациях.

Папа в моих иллюстрация имеет славянский типаж мужчины, который я очень люблю: крупный, сильный, с длинными волосами и бородой. Такой мужчина все может: и поле вспахать, и коня подковать. Я не зря и своего сына назвала Фрол – это древнерусское имя.

Сколько времени у вас уходит на одну иллюстрацию?
Иллюстрация Soosh Около 5 часов. Вечером я делаю набросок, а утром рисую. Рисую только при дневном свете. А так как встаю я рано, где-то в 5 утра, то зимой приходится ждать, когда же встанет солнце.

Я не могу оставить свою иллюстрацию в незаконченном виде. Создание сюжета – это неостановимый процесс. Если я отвлекусь, то я вообще ее не закончу. Поэтому я не рисую на больших форматах. Мой формат – это 25х25 см или 30х30 см.

Делаете ли вы предварительные наброски?
Никогда не делаю. Для меня создание иллюстрации – спонтанный процесс, который я даже не всегда контролирую. Наброски меня удручают.

Как художнику продвинуть себя? Как это делаете вы?
Художнику очень трудно себя продвигать. Как минимум потому, что ты постоянно в себе сомневаешься. Художника может обидеть каждый, ведь он рисует от души, вкладывает всего себя. Поэтому критикуя картину, вы критикуете самого автора.

Я могу отнести себя к тому типу застенчивых художников, которые «рисуют в стол». То, что сейчас можно найти в интернете, этой узнаваемости моих работ всего несколько месяцев.

Все потому, что два месяца назад крупный зарубежный сайт взял мои иллюстрации из Инстаграм и по своему желанию разместил их у себя. И с тех пор, как снежный ком, мои иллюстрации начали приобретать популярность. Хотя я сама для этого ничего не сделала, кроме того, что нарисовала их. Если бы этого не произошло, наверное, я бы сейчас так и рисовала «в стол» и выкладывала бы только в Инстаграм.

Вы сторонник всего натурального, природного. Находит ли это отражение в вашей жизни?
Иллюстрация Soosh Сразу скажу, колбасу люблю (смеется)! В одежде это находит отражение: стиль «casual» и «Бохо». Очень люблю юбки и платья, у меня почти нет штанов. Люблю натуральные материалы. Мечтаю про свой маленький домик. Самый обычный. Чтобы были куры и огород. Конечно, я люблю комфорт, но в городе его слишком много.

Мы не смотрим телевизор и не читаем новости. Вообще. О всех происшествиях я могу узнать случайно от друзей или в транспорте.

Новости мне не нравятся тем, что они рассказывают о прошлом, причем почти всегда о негативном прошлом, на которое я уже никак не могу повлиять. И это ужасно меня огорчает и лишает силы.

Как вы отдыхаете?
А мы с сыном все время отдыхаем (смеется)! Я могу работать в воскресенье, а в понедельник пойти с сыном в кино или на роллердром. У меня не разделяется работа и отдых. В один день я могу и отдыхать, и работать. У нас очень размеренная жизнь. Так как мой сын находится на домашнем обучении, то днем, когда приходит учительница, я могу спокойно порисовать.

Приносит ли занятие иллюстрацией достаточный доход для вас и вашей семьи?
Это относительный вопрос, и ответ у меня на него будет такой же. Если бы я создавала только стоковые иллюстрации, этого бы хватало, чтобы жить, но не хватало, чтобы путешествовать.

Сейчас, с появлением дохода от моих акварельных иллюстраций, у меня работы, конечно, стало больше, но и доход увеличился. Летом собираемся с сыном в Вильнюс.

Занимаетесь ли вы спортом?
Да, я занимаюсь йогой. Раньше у меня были проблемы со спиной – врачи даже предлагали операцию. Но я отказалась и пошла к преподавателю йоги. 6 лет я уже практикую йогу, и спина перестала болеть совсем. Сейчас я занимаюсь или с тренером, или дома сама. Йога – очень важная часть моей жизни. Если я не буду ей заниматься, у меня будет болеть спина, и я не смогу заниматься ничем вообще. Она невероятно укрепляет тело и учит расслабляться.

Например, ты стоишь в трудной позе (асане), и тебе нужно выстоять 30 секунд. За это время подтягиваются внутренние мышцы, и при этом ты учишься расслабляться. Это очень помогает в жизни - в трудных, напряженных ситуациях я теперь тоже умею расслабляться и смотреть на вещи здраво, хоть сама являюсь эмоционально неуравновешенным человеком (смеется).

Представьте, что вам 60 лет, и ваши внуки просят дать им несколько жизненных советов. Что вы им посоветуете?
Иллюстрация Soosh Очень интересный вопрос! Если меня спросят о таком, то я улыбнусь и тихонечко скажу: «Идите и узнайте все сами». Потому что считаю, что нет ответов на такие вопросы. Мои внуки могут только посмотреть на то, как живу я, и сделать свои выводы. Я сама не люблю и не прошу ни у кого советов. Есть люди, к которым прислушиваюсь, но не более. И сама стараюсь не давать советов.

Какие три желания вы загадаете золотой рыбке?
Первое желание я бы загадала для себя – почувствовать внутренний баланс, обрести мудрость и способность объективно относиться к хорошему и плохому.

Второе желание – это чтобы никогда не кончались японские роллы (смеется)! Хочу «скатерть-роллобранку»! Мне нужно хотя бы раз в день их есть. Ну, а третье желание – это еще три желания! Так же можно (смеется).

На что вы потратите 3 миллиона рублей, которые вам достались безвозмездно?
Куплю маленький домик и много платьев! На роллы можно уже не тратиться – ведь у меня есть «скатерть-роллобранка» (смеется)!

Назовите 5 фактов о себе
Иллюстрация Soosh 1. Я люблю Вильнюс

2. Люблю любить. Мне нравится это состояние

3. Хочу, чтобы все, что я делаю для своего ребенка, ему не навредило

4. Люблю платья

5. Я очень нетерпеливый человек. Всегда хочу, чтобы что-то случилось или получилось сейчас, а лучше еще вчера.

Были ли в вашем творчестве переломные моменты?
Когда я прочла книгу «Бегущая с волками», и мы начали с сыном читать сказки Севера и фольклор. Все это настолько меня зацепило, что теперь находит отражение и в моей жизни, и в моем творчестве.

Какой сверхспособностью вы хотели бы обладать?
Я бы хотела уметь сознательно и полностью останавливать внутренний диалог.

Если бы вы знали, что в следующей жизни переродитесь в картину или иллюстрацию, какой вы бы хотели быть?
Я была бы чистым белым листом. Первой в голову пришла одна из картин Куинджи, но все-таки я буду белым листом. Не могу ограничить себя каким-то одним сюжетом на всю жизнь. А белый лист оставляет загадку и место для полета фантазии.

Представьте, что кто-то решил написать книгу о вас и вашем творчестве. Как бы она называлась?
У нее не было бы названия. Это была бы книга с максимально минималистичной обложкой, и чтобы в самой книге было минимум текста. Лучше даже просто белая обложка.

Поделиться:
Опубликовано: 7 июл 2016