Саша Рощин

Саша Рощин - Fashion-иллюстратор, дизайнер и портретист.

Интервью с художником

Как вы начали рисовать? Была ли какая-то точка отсчета?
Рисую я с самого детства. Помню, что мама меня потащила в художественную школу. Со слезами, правда. Дело в том, что рисовать я любил, но чтобы это было под кем-то… мне было сложно. На самом деле художественная школа была неинтересная. Было реально очень скучно. Я буквально сбегал с уроков (улыбается). В школе искусств проучился до 7 класса, а потом бросил и лет пять плотно не рисовал.

То есть вы рисовали дома, а в школе вам не нравилось?
Иллюстрация Саши Рощина Насколько я помню, класса до 5-го я рисовал очень много. Потом был перерыв, и снова я начал рисовать только в 11 классе, когда встал вопрос, куда поступать. Из всех навыков, которые я получил в школе, я умел только рисовать и играть на гитаре. А поскольку я подумал, хорошим музыкантом мне, скорее всего, не стать, то выбрал дизайн…

А почему вы решили, что не станете музыкантом?
Сейчас расскажу. У нас даже группа была своя. Мы собрали ее в 9 классе. Я играл на электрогитаре и немного пел. Не долго… года два всего. Единственное, что хорошо помню, это удовольствие от репетиций. Было реально круто. Мы выступали с концертами в своем городе. Но потом я переехал в Челябинск, а все мои друзья остались в Сатке. Это город, где я вырос, на южном Урале, недалеко от Челябинска. В Челябинске у меня была возможность играть с другими музыкантами и группами. Но я этого не хотел. Тем более на тот момент уже поступил в институт на дизайн.

Что это был за институт? На какой специальности вы учились?
Я учился дизайну интерьеров. Первые курса два-три те проекты, которые мы делали, были очень захватывающие. Вообще сам дизайн в архитектуре и сама концепция его создания были мне очень интересны. Но в какой-то момент начинаешь понимать: чтобы добиться каких-то высот, надо отдавать всего себя этому делу. А я решил, что не смогу: мне было интересно создавать дизайны и концепции, но сложно давались чертежи и рутина.

Вот примерно тогда и начал рисовать людей - портреты. Рисовал на парах и в свободное время. И ключевым моментом стало мое знакомство с творчеством Дэвида Даунтона. Примерно на 3-ем курсе. И вот тогда я понял на его примере, как можно применить мою тягу к портретам и сделать из этого свою профессию. С того момента я начал заниматься fashion-иллюстрацией.

Иллюстрация Саши Рощина

Вы начали смотреть онлайн-уроки или пошли на курсы по fashion-иллюстрации?
Ну, уроки я тогда смотреть не мог, так как не знал английского, а они все были зарубежные. В основном это было чисто визуальное восприятие. Иногда находил какие-то крупицы информации в интернете. Много смотрел и анализировал работы других иллюстраторов. В общем, абсолютное самообразование и огромный энтузиазм.

У меня всегда было желание что-то изменить в той реальности, в которой я находился. Например, в Челябинске мне не нравилось, что много витрин было увешано фотографиями рекламных компаний. Мне хотелось привнести немного ручной работы в бутики, парфюмерные магазины и т.д. Я хотел, чтобы там висели настоящие работы, сделанные руками, например fashion-иллюстрации. На мой взгляд, это больше привлекало бы людей. Тогда я обошел все эти заведения и пригласил арт-директоров и всех, кто имел отношение к арт-сфере, на свою выставку.

Это была ваша первая выставка? Расскажите о ней подробнее.
Да, первая. На тот момент в Челябинске была одна неплохая галерея современного искусства. Я ходил туда на лекции. Через какое-то время я познакомился с куратором этих лекций. И предложил ей выставить свои картины. Я даже не надеялся, что что-то может получиться. Но она очень заинтересовалась. И мы уже через два месяца сделали выставку.

Посоветовали бы вы начинающему художнику пойти в художественный вуз?
Иллюстрация Саши Рощина Во-первых, человек должен сначала заразиться очень сильно. Найти для себя какой-то ориентир. Для меня это был Даунтон. Меня часто с ним сравнивают, но я уже отхожу от этого стиля.

Еще важно вообще понять, что ты хочешь. В этом отношении вуз дает тебе такую возможность. Тебе дают очень большой поток информации, и в какой-то момент ты начинаешь отсекать лишнее, понимаешь, что тебе точно не надо. По крайней мере, я так поступил. И теперь, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, отвечаю, что я портретист и fashion-иллюстратор.

Чем вы рисовали свои первые портреты?
Обычный карандаш, акварель и тушь.

А чем вы рисуете сейчас? Какие материалы используете чаще всего?
У меня достаточно специфическое отношение к материалам. Я использую все, что может быть интересно. Могу на месяц увлечься какими-то материалами, а потом захотеть чего-то другого.

В общем и целом - это тушь и акриловые краски. Сейчас стал пользоваться жидкой акварелью. У нее есть свои специфические свойства при растекании. Еще мне нравятся широкие графитные карандаши и маркеры для граффити. Ими можно делать классные большие движения, например для волос.

Грубо говоря, всего по чуть-чуть. Для разных задач - разные материалы. Для меня интересен поиск чего-то нового. Я не ограничиваю себя в материалах и люблю экспериментировать.

Расскажите об одной из своих техник рисования подробнее. Что-нибудь необычное…


Ну, например техника “смывания водой”. Здесь обязательным условием должна быть высокая плотность бумаги. Причем именно бумаги. Иначе ничего не получится. Например, на холсте эта техника не сработает.

Суть техники следующая: нанесение происходит с помощью покрытия основы одним цветом. Затем это все смывается водой, например с помощью душа. Часть краски уходит. Затем ты восстанавливаешь то, что нарисовал, но уже в другом цвете. И так далее. В итоге получается своеобразная работа с очень интересными текстурами и подтеками.

Fashion-иллюстратор мужчина – это большая редкость. Как вы вообще связали себя с модой?
Иллюстрация Саши Рощина Я вот тоже себе часто этот вопрос задаю (смеется). Я ведь парень, выросший практически в деревне, занимавшийся рок-музыкой, любящий рыбалку и вот…

Fashion мне интересен из-за женщин, в первую очередь. Мода не очень меня привлекает. Мне скорее нравится стильная одежда, стильные люди. В моде много источников женской красоты и образов – и вдохновляет именно это.

Как вы считаете, что вас отличает от других fashion-иллюстраторов?
Я рисую только портреты. Не люблю рисовать одежду и сюжеты.

Раньше мне приходили разные заказы. Например, нарисовать иллюстрацию с сюжетом. Тут у меня взрывался мозг – не нравятся мне такие вещи. Моей сильной стороной считаю портрет. Причем, у меня нет цели получить стопроцентное сходство. Я просто беру черты лица, свет и тень и начинаю экспериментировать. При этом в портрете обязательно будет какая-то манерность, которая присуща именно направлению fashion.

В основном вы рисуете женщин. Кто они? Это собирательный образ или ваши подруги?
Девушки, с которыми я общаюсь, редко попадают в мои работы. Я не люблю рисовать знакомых. Обычно в мои иллюстрации попадают незнакомые мне девушки с интересной внешностью. Это похоже на пазл. Я нахожу какие-то фотографии или могу сам сфотографировать девушку, если она мне понравится. Потом в этих фотографиях я ищу зацепку, сочетание света и тени, чтобы двигаться дальше, и в итоге в голове складывается образ. Это достаточно сложно объяснить (улыбается).

Бывает, я могу сидеть на Pinterest и в какой-то момент увижу фото девушки, и меня «бах!» и все. Я хочу это нарисовать! (смеется)

Мои девушки, конечно, иногда обижаются, что я их не рисую, но так получается (улыбается). Муза – она спонтанна. Причем в моих иллюстрациях сексуального интереса нет, а есть именно привлекательность для графического исполнения. То есть, человек может мне не нравиться как личность, но у него будет очень интересная внешность и образ, и я его нарисую.

Занимаетесь ли вы спортом? Как поддерживаете свое физическое состояние?
Иллюстрация Саши Рощина Да, спорт - большая часть моей жизни. Я уже семь лет занимаюсь фитнесом в спортзале. Люблю много ездить на велосипеде, особенно летом. Пока я занимаюсь спортом, я отдыхаю. Сейчас стал заниматься даже лонгбордингом. Я считаю, что в той сфере, где я работаю, внешность играет большую роль. Хотя многим странно видеть, что рисующий человек находится в хорошей форме.

Вообще, я достаточно интровертный человек, мало посещаю какие-то тусовки. Мне обычно становится скучно, и я сразу хочу чем-то заняться, например, начать рисовать (смеется). Но в последнее время становлюсь экстравертом. В первую очередь из-за того, что веду курсы. Там нужно выглядеть хорошо. И если ты продвигаешь такое направление как fashion-иллюстрация, то априори должен показывать какую-то современность. То есть, должен выглядеть стильно.

Вы продвигаете новое направление event-рисования. Расскажите об этом.
На различных мероприятиях и корпоративах я рисую портреты людей. Стараюсь определить некоторую манеру, в которой мне удобно было бы изобразить человека, чтобы иллюстрация не была похожа на типичный портрет или шарж. Если это девушка, то я прошу ее показать некую силу во взгляде. Например, надменность. То есть проявить характерную эмоцию, какие присущи моделям на рекламных плакатах или показах.

То есть вы можете нарисовать портрет за очень короткий промежуток времени?
Самый короткий рисунок у меня занимает минут 6-7. Ну, а уж если получше делать (смеется), то минут 15. За это время я хочу запечатлеть не столько внешность человека, сколько его немного улучшенную версию, с усиленным макияжем, более крутым объемом волос и так прочим.

Но некоторых девушек важно наоборот - не испортить. Бывает девушка так красива, что приходится очень аккуратно рисовать. Буквально шаг вправо шаг, влево и уже получится не то.

Как вы отдыхаете? Чем любите заниматься?
Иллюстрация Саши Рощина По-разному, на самом деле. Хожу в кино, катаюсь на велосипеде, посещаю спортзал. Очень люблю путешествовать. Но лучший отдых для меня, пожалуй, рыбалка. В детстве я обожал рыбачить. Мог уйти в 9 утра и вернуться в 11 вечера (улыбается).

Правда, последний год очень тяжелый выдался – не порыбачить. Я был весь в курсах и очень устал. Надеюсь потихоньку отойти от этого направления.

То есть вам не нравится вести курсы?
Дело в том, что мне сейчас хочется получить личное образование. Хочу запихнуть в себя максимум знаний, которых мне не хватает. Например, fashion-иллюстрации мне, наверное, нет смысла учиться, а вот современному искусству – думаю, да. Не хватает академической школы.

Так же в данный момент я учусь в бизнес-школе. Хочу научиться зарабатывать деньги и аккумулировать их.

Вообще хочу получить образование именно западного образца, выучить другой язык и пожить в другой стране. Мне нравится Британская Школа Дизайна или Университет Сент Мартинс. Это будет что-то совершенно новое для меня. Моя итоговая цель – рисовать и продавать свои работы.

Вы часто упоминаете в своих социальных сетях “Теорию спелых взглядов”. Что это такое?
Это типология женщин, которых я рисую. Это такой тип девушек, которые любят делать сэлфи, у них красивые черты лица, они следят за модой и за собой. Это сильные и уверенные в себе люди, которые при всем этом могут спокойно подурачиться и быть смешными. Я бы еще назвал это своего рода возможностью быть двуличным, в хорошем смысле этого слова. Люблю приводить в пример Ксению Собчак. На мой взгляд, она - одна из самых крутых журналистов на сегодняшний день. Очень уверенный в себе, серьезный человек. В тоже время она очень лояльна к своим подписчикам, пишет просто и доступно. С легкостью может в своем Инстаграме выложить duckface. Мне нравится такое позерство и своеобразная манерность.

Вы сейчас живете в Санкт-Петербурге. Расскажите, как вы сюда приехали?
Сначала я жил в Сатке, после окончания школы уехал на 6 лет в Челябинск. В какой-то момент я начал вести там курсы по fashion-иллюстрации и мечтал уехать в Питер, учиться в школе иллюстрации Софьи Мироедовой. В один прекрасный день мне приходит сообщение от этой школы: «А не хотите ли работать с нами и вести свои курсы?». ВСЕ! Я, наверное, дня два лежал в ауте. Так я и попал в Санкт-Петербург (смеется).

Вообще, сейчас обдумываю переезд в Москву. Уж очень много интересных событий моего профиля там происходит.

Есть ли какие-то азы, которые являются базовыми в fashion-иллюстрации?
Иллюстрация Саши Рощина Тут на самом деле стандартный набор. В первую очередь надо знать знаменитых иллюстраторов в лицо. Уметь отличить хорошие работы от плохих. Насмотреться на чужие работы обязательно. В общем, сначала «насмотренность», страсть, затем уже такие вещи, как понимание анатомии черепа и строения тела человека на базовом уровне. Но не стоит пугаться. Существуют разные стилистики, в которых знание анатомии минимально. Большее внимание уделяется композиции или цвету.

Что вас вдохновляет на творчество?
Очень часто меня вдохновляют работы того же Даунтона или других художников. А точнее анализ его работ. На каком материале он это делал? Какая это была поверхность? Обрабатывал ли он свою работу в фотошопе? Это сделано с фотографии или вживую? Как мазки сделаны? Какие пропорции имеет каждый элемент относительно друг к друга? Насколько это реалистично? Где и в каких местах художник утрировал? Я стараюсь понять весь процесс от А до Я. Это очень вдохновляет.

Иногда может вдохновить новый проект, идея организатора, которая раньше не воплощалась в моих прошлых проектах.

Вы сфокусированы на результате или для вас главное - процесс?
На самом деле, для меня очень важен результат. Сам рисунок, нанесение пропорций стал рутиной. Ты её переживаешь, лишь бы дойти уже до того момента, когда можно добавлять спецэффекты и творить (смеется).

Сколько времени вы посвящаете рисованию?
В последнее время мало. Скажем так, я не такой художник, как многие представляют. Я не встаю рано и после завтрака сразу начинаю творить. Спокойно могу пару дней вообще не рисовать.

Читая биографии многих успешных художников, понимаешь, что они чуть ли не спали за своими картинами. Сразу становится понятно, почему их труд так признан.

Сейчас я не думаю, что современный художник может себе это позволить. Необходимо использовать социальные сети, чтоб рассказывать миру о своих картинах. А на это тратится очень много времени. Нужно постоянно конкурировать и как-то выделяться среди других. Художник ведь питается вниманием людей, и ему важно, чтобы о нем говорили.

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать художник?
Художник должен уметь выражать свои чувства, делиться ими и не бояться этого.

Бывает такое, что вам не хочется рисовать? Как вы с этим справляетесь?
Иллюстрация Саши Рощина Бывает. Если это заказчик, то иногда приходится делать через силу. Но бывает так, что проект мне не подходит. В таком случае, есть два выхода: либо я возвращаю деньги, либо мы с заказчиком что-то меняем в техническом задании. Как правило, я стараюсь выполнять все задания за 1-2 дня. Если процесс растягивается, скорее всего, мне станет скучно.

Как вы ищете себе проекты? Или они сами вас находят?
Сейчас уже меня находят. В основном поступают заказы на event-рисование и портреты. Мероприятия я сейчас целенаправленно начал продвигать через знакомства с агентствами. Заказы на портреты приходят в основном из Инстаграма.

Сейчас я уже могу себе позволить выбирать. Если какой-то проект мне не подходит, то я советую знакомых иллюстраторов.

Задумывались завести собственного PR-агента?
Были такие люди уже. Они пытались подстроить меня под стилистику других художников. Я сразу расходился с такими людьми. Если человек хочет со мной работать, он должен уважать мое творчество и мой стиль.

Раскройте ваш секрет успешных работ.
Много желания. Ну и, конечно, нужно уметь критиковать свои работы.

А как вы относитесь к критике?
Меня редко критикуют. Особо не припомню. Для меня есть несколько авторитетных художников, в том числе в Инстаграме, которые мне пишут своё мнение. К ним я прислушиваюсь. И я отдаю себе отчёт, что они круче меня. А критикуют обычно те, кто не понимает, какую я ставил перед собой задачу, и всегда это люди плохо рисующие (улыбается).

Опишите ваш идеальный день.
Ну, я просыпаюсь в своем лофте. Там такая полуботаническая обстановка, светлые стены, огромные окна. Повсюду разбросаны художественные материалы. Стоят холсты. Натянута бумага. Я встаю и иду есть. Затем рисую что-то глобальное. Однозначно, готовлюсь к выставке!

Представьте, что вам 50-60 лет. Каким вы себя видите?
Иллюстрация Саши Рощина Я точно должен быть уже с детьми, я надеюсь. Хочу быть очень харизматичным и привлекательным дядькой (смеется). Хочу, чтобы женщины сходили с ума, потому что я очень крутой fashion-иллюстратор. Наверное, хочу быть чем-то похожим на Дэвида Даунтона.

Опишите ваше творческое рабочее место?
Мое творческое место - это моя комната. У меня здесь очень светло и просторно. Есть два стола. Хороший вид за окном. И главное, что меня здесь никто не тревожит.

Вы любите работать в тишине?
Иногда ловлю себя на мысли, что да. Но иногда мне необходима какая-то музыка, например. Могу потратить очень много времени, пока не найду то, что нравится. Буду сидеть недовольный и тыкать в плеере.

Назовите быстро 5 фактов о себе.
1. Я живу в Питере рядом с метро Пр. Большевиков
2. У меня есть брат. Он старше меня на 10 лет
3. Я смотрю фильмы на проекторе у себя в студии
4. У меня есть девушка
5. Я сменил IPhone на Samsung

Какие самые необычные способы рисования вы пробовали?
Наверное, когда рисовал с проектора. Я выводил изображение на проектор, крепил на стене лист и рисовал карандашом. Получалось очень круто. Я мог делать какие-то эффекты и смотреть, что получается – видеть на сколько я отклонился от фотографии, понимать, где я могу отказаться от сходства, а где - не стоит.

Как относится к вашей профессии ваша вторая половинка и семья?
Иллюстрация Саши Рощина Семья в принципе очень спокойно относится. Ну, только мама периодически звонит и спрашивает, все ли у меня хорошо? Зарабатываю ли я? Ей это важно. Она же волнуется, как все мамы. И когда я ей говорю, что все хорошо, она радуется (улыбается).

Девушка тоже положительно относится к моему творчеству. Ей нравится то, что я делаю. Вообще мы занимаемся разными вещами – она совершенно в другой сфере работает - и это здорово. Нам всегда есть о чем поговорить. Кстати, больше всего в моем творчестве ей нравится, как я рисую глаза.

Вам дают три миллиона рублей. На что вы их потратите?
Поеду учиться на Запад, в Лондон или Нью-Йорк. Сначала, правда, найму какого-нибудь супер-репетитора, чтобы учить английский.

Какую сверхспособностью вы хотели бы иметь?
Я бы хотел очень быстро и круто рисовать людей. Хочу быть очень хорошим портретистом.

Представьте, что в следующей жизни вы переродитесь в картину. Какой картиной вы хотели бы быть?
Черным квадратом точно не хочу быть… Мне нравится много работ импрессионистов, вспомнился Дега сразу. Точно! Я был был кувшинками на картине Моне (смеется). Это самый крутой импрессионист, по моему мнению, и когда смотришь на эту картину, то, как будто, оказываешься внутри нее.

Назовите 5 ассоциаций со словом «свет».
1. Тепло
2. Желтый
3. Молочный
4. Радость
5. Удовольствие

Представьте, что кто-то решил написать о вас биографическую книгу. Как бы она называлась?
У меня была идея создания книги. Не совсем автобиографической, правда. Но я бы ее назвал или “Его глазами” или “Глазами художника”. Может быть не так пафосно, но…

Есть ли у вас любимое место в Санкт-Петербурге или где-то еще?
Любимое место у меня из детства - моя деревня и горная речка Сатка. Это был мой собственный микромир. Сразу вспоминаю о рыбалке. А в Питере, наверное, таких мест нет. Редко бывает, чтобы от места у меня захватывало дух.

А какую книгу вы хотели написать?
Я занимаюсь такой практикой, она называется “Утренние страницы”. Эта идея была описана в книге Джулии Кэмерон “Путь Художника”. Эта книга для всех творческих людей, которые хоть раз находились в кризисе и хотели лучше понять самих себя.

Суть заключается в том, что каждое утро минут по 30-40 ты пишешь 3 страницы бессвязного текста. Без какой бы то цели и анализа. Абсолютный поток мыслей, который есть у тебя в голове. И вот, когда я начал этим заниматься, у меня появилась идея написать книгу о себе. Описать свою жизнь, свои мысли относительно искусства. Хочу рассказать про свой подход в fashion-иллюстрации. Но не учебный подход, а более философский. Попытаться объяснить людям, что же происходит у меня в голове, когда я приступаю к рисованию.

Share:
Published: 7 ноя 2015