Мария Павлова. Техники и материалы масляной живописи.

Мария Павлова - опытный художник-живописец и член Санкт-Петербургского Союза Художников. Имеет огромный и бесценный опыт в творчестве. Все, что описано в данной статье, основано на ее личном предпочтении, опыте и знаниях. Статья Часть 1.

Несколько слов о себе

Разрешите представиться, меня зовут Мария Павлова, я художник-живописец, училась в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, член Санкт-Петербургского Союза Художников с 2005 года. Пишу маслом, темперой, рисую пастелью. Любимые художники: Грабарь, Снейдерс и Уайет. Все, что описано в данной статье, основано на моем личном предпочтении, опыте и знаниях, а так же продиктовано ассортиментом доступных мне магазинов. Безусловно, вполне могут существовать более совершенные материалы и удобные схемы использования этих материалов. В этой статье я расскажу о книгах по живописи, подрамниках, масленках, мастихинах и растворителях. В следующей статье поведую о холстах, кистях, красках, фактурных пастах и необычных материалах для живописи, а также покажу, как применить все это на практике!

Книги по живописи

Очень часто задают вопрос о рекомендации книг по живописи, и для начинающих и для творцов уже имеющих навыки. Вот эти книги я могу рекомендовать и начинающим и продвинутым художникам. Но сразу оговорюсь, что это мои личные предпочтения. Киплик "Техника живописи" (переиздание книги 1950 года), Тютюнник "Материалы и техника живописи" (переиздание книги 1962 года), обе эти книги можно найти в интернет-магазинах по доступной цене. Артур Гаптилл "Работа пером и тушью" - для графиков, предпочитающих рисовать пером - смело тоже могу её рекомендовать.

В этих книгах разбирается много разных техник: масло, темпера, фрески, энкаустика, и даже материалы для графики. Несмотря на то, что написаны они более полувека назад, основные принципы в них изложены понятным простым языком. Да, в них нет обзора акриловый красок и других новинок. В них нет основ композиции и схем построения предметов или человека, в них идёт речь именно о технических моментах живописи - рассказ о холстах, красках, кистях и прочем. Здесь ещё не хватает четвёртой очень хорошей книги: Ревякин "Техника акварельной живописи" - у меня её нет по той причине, что я не работаю акварелью.

Подрамники

Бывают глухие (на фото слева) и модульные (справа) Предпочтительнее модульные подрамники - они позволяют управлять натяжением холста. Подрамники больших размеров (больше чем 60х60 см) должны быть с перекладинами и крестовинами.

Для чего в подрамниках клинья?

Клинья необходимы для регулировки натяжения холста. Например, несколькими ударами молотком по клиньям в направлении к углу можно избавится от складки в углах холста, как на фото слева

Выбор палитры

Палитры бывают деревянные, пластиковые и одноразовые, для правшей и для левшей - каждый автор выбирает удобную по размеру и по форме. Небольшие палитры удобно располагать на руке, большие - на столике.

Часто в магазинах продаются деревянные палитры, не пропитанные и не приготовленные для масляной живописи. Их нужно или пропитать вареным маслом (до тех пор пока они не перестанут втягивать в себя масло из красок) или покрыть лаком для дерева (несколько тонких слоев, между слоями обязательно надо шкурить поверхность, чтобы палитра получилась гладкая и ровная). По окончании сеанса живописи палитру надо освободить от остатков краски и протереть тряпкой смоченной в разбавителе. Не стоит откладывать уборку палитры «на потом» - засохшую краску придется срезать с поверхности, а это может сильно повредить рабочую поверхность.

Илья Ефимович Репин в старости из-за болезни правой руки научился писать левой рукой, а чтобы освободить левую руку от палитры по его просьбе была изготовлена подвесная поясная палитра. (на фото).

Выбор мастихина

Мастихин это лопаточка из металла с ручкой. Им чистят палитру, размешивают краски, ровняют живописный слой и даже пишут. Чем пластичнее мастихин, тем лучше.

Маслёнка

Небольшая емкость, закрепленная специальным зажимом, обычно располагается с правого бока палитры, если она оснащена крышкой, то это особо удобно - жидкость в масленке не засыхает и не проливается при транспортировке.

Растворители, тройники и лаки.

Существует огромное количество лаков, растворителей и тройников разных фирм и разных ценовых категорий. Я лично остановилась на продукции фирмы «Невская палитра» и постоянно использую растворитель №4, масло льняное и лак пихтовый. Из них я смешиваю тройник (1/3 масла, 1/3 лака и 1/3 растворителя в равных долях).

Для промывки кистей использую чистый растворитель №4 или слабопахнущий «Сонет» все той же фирмы «Невская палитра». Обратите внимание, что слабопахнущий растворитель Сонет нельзя смешивать с лаками для художественно-живописных работ, т. е. его нельзя использовать как составляющую тройника для живописи.

Мария Павлова

Художник-живописец, училась в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, член Санкт-Петербургского Союза Художников с 2005 года. Пишу маслом, темперой, рисую па... Подробнее...

Article details

  • Created: 17 апр 2016 в 10:49
  • Type: Art review

Share with friends

Video lessons

Урок по масляной живописи "Сочный гранат" Видео урок по масляной живописи "Сочный гранат". Художник-преподаватель: Мария Павлова. Мария - профессиональный художник-живописец. Окончила одно из лучших и старейших российских высших художественных учебных заведений - Институт им. Репина, является членом Санкт-Петербургского Союза Художников, участвует в выставках и иллюстрирует замечательные добрые книги. Мария обожает животных и умеет с невероятной легкость и эмоциональностью передать все многообразие ситуаций, которые мы наблюдаем в их жизни каждый день! Воробьи в исполнении художницы стали ее визитной карточкой, а ее прекрасные натюрморты не оставят равнодушными никого! [t||Вы научитесь||t] ✔ Строить композицию и выделять главные элементы картины ✔ Следить за цветом и светом в работе ✔ Гармонично сочетать цвета ✔ Рисовать глянцевые поверхности и отражения ✔ Не путаться в деталях и прорисовывать мелкие элементы картины ✔ Изображать птиц и оперение ✔ Работать мастихином Итогом видео урока станет прекрасный натюрморт с гранатами и живописными нахальными воробьями. [t||Продолжительность урока||t] Продолжительность видео урока: 2 часа 25 минут [t||Художественные материалы||t] Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ✔ ХОЛСТ 30*40 СМ Вы можете использовать холст любого производителя и с любым грунтом. Желательно, чтобы фактура холста была мелкозернистой - в работе предполагается много мелких деталей, и если зерно холста будет крупным, это может помешать вам прописать их. В видео уроке Мария пользуется холстом на акриловом грунте. ✔ КРАСКИ МАСЛЯНЫЕ Выбор марки масляных красок не является принципиальным и остается на ваш выбор. Мария в своем уроке пользуется масляными красками "Мастер-класс" от завода "Невская Палитра" следующих цветов (выкраску смотрите в фотоматериалах к уроку): - Тиоиндиго красно-корчневая - Зеленая "ФЦ" - Травяная зеленая - Неаполитанская зеленая (производитель "Гамма", серия "Старый Мастер") - Марс черный - Умбра ленинградская натуральная - Краплак темный - Краплак розовый прочный - Кадмий красный - Кадмий оранжево-красный - Кадмий оранжевый - Кораллово-розовая - Охра светлая - Неаполитанская желтая - Неаполитанская телесная - Неаполитанская желто-палевая - Неаполитанская светло-желтая - Белила титановые ✔ КИСТИ Минимальное количество кистей, необходимых для прохождения урока: - Кисть маленького размера - для написания бликов и совсем мелких элементов картины. - Кисть маленького размера - для написания небольших элементов картины, таких как оперение воробьев и зерна граната. - Кисть среднего размера - для написания более крупных деталей воробьев и граната. - Кисть большого размера - для написания фона и поверхности подноса. Кисти могут быть из щетины, синтетики или колонка. Мария в своем уроке использует кисти из синтетики и колонка. ✔ ПАЛИТРА, МАСТИХИН, МАСЛЕНКА ✔ РАЗБАВИТЕЛЬ, МАСЛО ИЛИ ЛАК Вы можете использовать любую вспомогательную жидкость, к которой вы привыкли: чистый уайт-спирит, масло льнянное, лак даммарный и другие. Мария в своем уроке пишет работу, используя разбавитель "Тройник". [t||Уровень подготовки||t] Продвинутый. Урок подойдет ученикам, обладающим базовыми навыками о масляной живописи и выше.
Oil

Embed on your site

You can embed this article to your blog, site. To do this, simply copy Embed code and put in разместите on the page of your site.
Block width, px Width 100%
Block height, px Height 100%
Create link
Embed code
Create a link to embed