Ксения Громова

Ксения Громова - художник в технике зентарт, дизайнер.

Интервью с художником

Ксения, что вы отвечаете на вопрос «Чем ты занимаешься?»
Говорю, что рисую орнаменты. Многие не понимают, спрашивают, что этот такое. Тогда я показываю свои рисунки и социальные сети. Но теперь, с выходом нескольких моих книг-раскрасок, у людей уже не остается вопросов (смеется). А так я скорее художник, который иногда включает в себе иллюстратора, потому что делает раскраски. Также я рисую эскизы татуировок, веду мастер-классы.

А как правильно называется художник, который рисует в стиле дудлинг или зентарт?
Понятия не имею. Этим же стилям не учат в университетах – они достаточно молоды, появились в начале 2000-х годов. Если честно, я даже не смогу сформулировать, что такое «дудлинг» и чем он отличается от «зентарта» (смеется).

Вы давно занимаетесь зентартом?
Иллюстрация Ксении Громовой Вообще по образованию я дизайнер среды: ландшафта и интерьера. Закончила Университет МГУТУ имени К.Г. Разумовского в прошлом году, но не стала работать в этой сфере, потому что, учась на втором курсе, увидела в интернете картинку с узорами. Мне это очень понравилось, и я начала рисовать сама. Рисовала-рисовала, а потом через 4 года поняла, что есть даже такой стиль (смеется). А к концу учебы я поняла, что буду заниматься именно этим – к этому у меня лежит душа.

В итоге, я занимаюсь этим направлением 6 лет. Но поняла, что это основное дело моей жизни, года 2 назад.

Вы рисуете с самого детства?
Да, с самого детства. Когда была маленькая, мама мне рассказывала, что я обожала разрисовывать обои! Сама пошла в художественную школу в 12 лет. Закончила ее и решила поступить на дизайн среды. К поступлению готовилась 1,5 года – ходила на курсы и к репетиторам. Вступительные экзамены были достаточно сложные, например, академический рисунок.

Почему вы сейчас не занимаетесь дизайном среды? Чем-то он вам не нравится?
Нет, ну дизайн в любом случае нравится мне больше всех остальных профессий, например, врача, но рисовать мне нравится гораздо больше (смеется)!

Мы в университете немного изучали и графический дизайн. Вот этим я и сейчас занимаюсь: делаю подписи в векторных редакторах, оформляю фотографии. Интерьером я занимаюсь для души и для знакомых – могу что-то нарисовать и посоветовать. Но проблема в том, что я с компьютером на «Вы», и поэтому не могу выразить все свои идеи в интерьере. А чтобы профессионально заниматься интерьерами, мне нужно потратить много времени на изучение новых программ. А времени на это нет. Постоянно есть какие-то проекты: почтовые открытки, частные клиенты, мастер-классы и т.д.

Какое практическое применение есть у картин, нарисованных в стиле зентарт? Они выражают какую-то философию или идею?
Иллюстрация Ксении Громовой Я объясню на примере мандалы. Мандала – это, если на пальцах, рисунок цветов, обрамленный в круг. А еще мандалы – это часть восточной философии, и они бывают «сакральные» (у них свои правила) и «не сакральные». Сакральные мандалы я не рисую – я все-таки не тибетский монах, чтобы рисовать их во время молитвы.

Мандалы служат арт-терапией. В своих мандалах я стараюсь показать гармонию формы и узоров, а когда есть цвет, то и цвета. Также сам процесс рисования - размеренный и вдумчивый, иногда бессознательный, вводит человека в релакс, что позволяет ему успокоиться и подумать о своём.

Многие заказывают обучение этой технике, а кто-то заказывает готовую мандалу, потому что это просто красивый и гармоничный рисунок.

Вы даете уроки рисования мандалы как художественного образа или вы также объясняете и философскую сторону этой техники?
Два в одном. Сейчас творчество очень быстро развивается – и им постепенно начинают заниматься все. Но многие люди очень комплексуют - думают, что не умеют рисовать. А стиль зентарт позволяет помочь человеку раскрыться в творчестве. Ведь эти рисунки идут из глубины души и создаются человеком просто из чувства прекрасного. Никаких специальных навыков здесь не нужно. И когда человек приходит ко мне на занятие, я объясняю ему, что важны только фантазия и чувство гармонии. Практически со всеми своими учениками я общаюсь, и вижу, что это рисование делает людей счастливее и радостнее.

Есть ли какие-то базовые правила рисования мандалы?
В общем нет. Основной принцип – это круг и гармония, которая должна исходить от рисунка. Глаз не должен ни на чем «спотыкаться». Но, так как я рисую немного нестандартные мандалы, то на своих уроках, конечно, я объясняю именно свой стиль.

Как проходят ваши уроки?
Человек приходит, мы знакомимся, я показываю свои работы. Далее я начинаю рисовать и объясняю каждый этап. Когда ученик начинает рисовать что-то свое, я наблюдаю и в процессе поправляю его, даю советы и поясняю их. С урока человек уходит не с готовой работой, как на многих мастер-классах, а с пониманием и правильно составленными элементами, из которых он дома уже может создать свою мандалу.

В чем проявляется уникальность вашего стиля?
Иллюстрация Ксении Громовой Отчасти в том, что, например, многие художники рисуют симметричные мандалы, я же рисую их просто гармоничными. Симметрия здесь не играет важной роли. Так как у меня художественное образование, то есть и обостренное чувство прекрасного. Я разбираюсь в композиции. Нет ничего наваленного и нелогичного в моих рисунках.

Где вы черпаете вдохновение для своих рисунков?
Когда я сажусь рисовать, я, как чаще, не знаю, что у меня получится в конце. Много смотрю в интернете различные картинки, работы других художников. Причем это не обязательно художники, которые рисуют в том же стиле.

Вообще у меня никогда не пропадает вдохновение. Может я какая-то «сломанная» (смеется). Листики, цветочки, веточки… достаточно просто посмотреть в окно и уже вдохновишься!

И еще у меня есть любимый художник – Альфонс Муха. И я его абсолютный фанат. Если бы он был жив, я бы, наверно, жила под его окнами (смеется). Мне было 14 лет, когда в художественной школе у нас была «История культуры», и я впервые увидела работы этого художника. Это была любовь с первого взгляда! Мне нравятся его цвета, растительные сюжеты и то, как он любил женщин. Они все красивые на его картинах. И сам стиль – модерн и ар-нуво - в его исполнении прекрасен.

Я пробовала копировать его работы еще в университете. Но поняла, что лучше него не нарисую, а быть его тенью нет смысла. Так что закончилось все тем, что теперь я, как сумасшедшая, скупаю альбомы с его работами (смеется).

Ваш друг, тоже творческий человек, жалуется вам на абсолютное отсутствие вдохновения. Что вы ему посоветуете?
Иллюстрация Ксении Громовой Если ему действительно нравится то, чем он занимается, и это не просто лень, то я посоветую ему сидеть и оттачивать технику рисования. И в какой-то момент вдохновение вернется. Немного можно поныть, сходить на шопинг, в театр, встретиться с друзьями, но потом надо брать себя в руки. Жалеть себя нельзя.

Как много времени вы тратите на рисование?
Я рисую каждый день. Времени уходит по-разному. У меня свой график. Но, в среднем, это от 4 до 8 часов. Рисую для себя или в рамках какого-то проекта или заказа. Все свои заказы я делаю с удовольствием.

Вспомните ли вы свою первую картину?
Первая основательная и осознанная картина – это осенний пейзаж, нарисованный во время обучения в художественной школе. Это картину тогда отправили на выставку, и я очень этим гордилась (смеется).

Какие художественные материалы вы используете?
Я перебрала очень много художественных материалов, так как немножко являюсь шопоголиком – люблю скупать новые художественные штучки и пробовать их (смеется)!

Последние года два остановилась на одной бумаге, которая хорошо взаимодействует с акварелью и по которой хорошо скользят линеры – это бумага Canson Iris Vivaldi, белая, 240 гр. Если говорить про скетчбуки, то это Moleskine Watercolor с акварельной бумагой. Линеры - Faber Castell и Pigma Micron. Акварель «Белые Ночи». Больше всего мне нравится бирюзовый цвет и его очень часто можно встретить в моих работах.

Еще у меня есть мой любимый карандаш – Faber Castell, Castell-9000. Очень нравится грифель, затачивается отлично, никогда не встречала брака, как в Koh-i-noor, например. Таких карандашей я сточила в ноль уже 5, а это рекорд (смеется)!

На каких форматах вы рисуете?
Иллюстрация Ксении Громовой По-разному. Самая большая картина 50х50 см. В основном, это 21х21 см (если лист А4 обрезать до квадратного формата).

Занимаетесь ли вы чем-то кроме рисования? Есть какое-то хобби?
Нет… (задумалась). Это ужасно, но действительно нет! Есть, конечно, личная жизнь и часть времени уходит на нее… а так больше нет. (смеется)

Есть ли, по вашему мнению, черты, которыми обязательно должен обладать художник?
Ну, во-первых, художник никому ничего не должен (смеется)! А успешный художник, он либо гений, либо талантливый трудоголик. Так что, если ты не гений, то для успешности необходимая черта – трудолюбие.

А вы сами относите себя к гению или талантливому трудоголику?
Скорее у меня есть талант и легкий перфекционизм, который заставляет меня делать работу до тех пор, пока я не буду довольна.

Вы перфекционист во всем или только в рисовании?
В рисовании у меня все очень аккуратно. А вот, например, с порядком дома все не так. Я, конечно же, не грязнуля, но, например, брошенная книжка не затронет моих нежных чувств и прекрасно дополнит легкий творческий беспорядок (смеется).

Сколько времени у вас уходит, чтобы нарисовать рисунок в вашем стиле?
Для раскрасок у меня есть график. Одна раскраска 1-2 дня. А вот мандалы или узоры, которые будут стоять в рамках и делаются на заказ – по-разному. Зависит от размера и качества деталировки. Большие работы я рисую от недели до месяца. Это достаточно кропотливый труд. Простая работа на формате А4 – один день.

Бывает ли такое, что не нравится заказ и не хочется рисовать?
Иллюстрация Ксении Громовой Бывает. Но в моем случае аппетит приходит во время еды. Нужно просто заставить себя сесть и начать. И через 15 минут настроение и желание вернутся.

Что вы делаете с неудавшимися работами?
Я вообще девушка немного нервная и иногда могу и психануть. Например, раньше мне не нравилось 50% моих рисунков, и я могла расстроиться и даже порвать их. А потом, поняла, что свой труд надо уважать. Я же вложила в картину часть себя! Так что больше себя так плохо не веду (смеется).

Сейчас бывает, что я не могу сосредоточиться, и тогда работа может не получиться. Такие неудавшиеся работы не выбрасываю, а откладываю и возвращаюсь к ним позже, чтобы дорисовать или изменить. Тем более, что не бывает такого, чтобы прямо весь узор не удался – не удается только часть. А удавшаяся часть может натолкнуть меня в будущем на какую-то новую идею. Или можно обрезать неудавшуюся часть и приклеить на другую работу.

Например, у меня есть рисунок – мандала в синем цвете, который состоит из двух рисунков. Когда рисовала эту мандалу, рама у меня получилась, а центр нет. Я вырезала центр, наклеила на чистый лист и нарисовала в центре другой рисунок. И получилось даже лучше (смеется).

Только если уже совсем-совсем не получилось – тогда выбрасываю.

Есть ли у вас какие-то качества характера, которые мешают вам в творческом развитии?
Иллюстрация Ксении Громовой Моя легкая нервозность. Я очень болезненно отношусь к критике, воровству и оскорблениям. К конструктивной критике отношусь хорошо. В мире 7 миллиардов людей и кому-то мои работы могут не нравиться, и мне надо это принять.

Многие сейчас развивают свои соцсети, и мы, художники, тоже. И я помню, как мою работу выложили в очень крупном сообществе в Инстаграм, а автора подписали другого. Было очень обидно. Поэтому я начала подписывать свои работы – ставить свой логотип, хотя мне это и не нравится. Многие считают, что у меня завышена самооценка, но нет - я просто хочу обезопасить себя.

А та ситуация с воровством сделала мне услугу, потому что потом это сообщество извинилось передо мной и выложило мою работу уже с упоминанием меня. И так началось развитие моего Инстаграм. Нет худа без добра (смеется).

Как вы несете свое творчество в люди?
Веду соцсети и участвую с удовольствием в различных проектах.

Например, многие люди хотят попасть ко мне на мастер-класс, но это либо дорого, либо они в другом городе. И один проект, который запускает платформу с онлайн мастер-классами, предложил мне участие. Идея в том, что снимается мой урок, человек покупает доступ на эту платформу и учится. Плюс там будет живое общение со мной. Это питерский проект Крафтика. Но они еще не запустились. Вот в вашем проекте еще участвую (смеется).

Соответствует ли популярность художника в Инстаграм реальной успешности? Или популярность в Инстаграм обманчива?
Когда меня пригласили снимать мой авторский курс для проекта Крафтика, я спросила, почему они выбрали меня, ведь я абсолютно не медийная личность. Они ответили, что в своём стиле я как раз-таки самая медийная - у меня самый большой Инстаграм в РФ в стиле зентарт. Это меня, конечно, повергло в шок! Ну, и мои ученики, и издательство, в котором выпускаются мои раскраски, как раз нашли меня в Инстаграм. Поэтому, мой ответ скорее да, чем нет.

Плотно начала заниматься своим аккаунтом в Инстаграм года 1,5 назад. Вообще я не душа компании, немного социофоб, и поначалу я очень боялась выкладывать на общее обозрение свои работы. Потом пересилила себя. Сейчас вот даже мастер-классы веду (смеется).

Инстаграм сейчас один из самых популярных ресурсов для художников. Как вы ведете свой Инстаграм?
Иллюстрация Ксении Громовой Стараюсь выкладывать работы каждый день, ставлю хэштеги сообществ, которые публикуют работы художников. Недавно начала писать комментарии под фото, выложила фото своего творческого рабочего места. Людям это очень понравилось – посмотреть на то место, где, по их мнению, творится волшебство. Выкладывала свою фотографию, предлагала познакомиться, рассказывала смешные факты о себе.

Есть ли у вас свои проекты?
Да, мы со знакомыми художниками создавали открытки. Но я все-таки больше художник, чем бизнесмен. Для бизнесмена я очень рассеянная – человек-ураган, плюс мне всего пока 25 лет. Нужно, чтобы кто-то меня взял и сказал: «Все, Ксения, мы будем делать из тебя человека!». Потому что сама я этого не сделаю. Мне нужен менеджер – такой серьезный дядька с палкой (смеется).

Вы так самокритично о себе отзываетесь!
Да, я достаточно иронично отношусь к самой себе. Это еще с детства. Со своими недостатками стараюсь работать. Я вот уже не такая нервная, как раньше, например.

Конечно, меня могут бесить люди в метро, когда они на меня наступают. Я аж краснею от злости! Могут раздражать соседи, еда. Но я всегда стараюсь себя успокоить.

А про то, что я - ураган, могу сказать следующее: не бывает дня, чтобы я что-то не уронила или обо что-то не ударилась! Я очень неловкая (смеется)! Всегда стараюсь сделать побыстрее, и ничего из этого не выходит! Можно хоть кино снимать!

Как вы отдыхаете?
Иллюстрация Ксении Громовой Отдых у меня разный. Иногда мне нравится целый день лежать на диване, смотреть фильмы и вести образ жизни слизняка: ничего не делать и стекать с дивана только, чтобы поесть (смеется). Но это не часто. Вот в новогодние праздники буду слизняком (смеется). Очень люблю море. Раз в 3 года мне прямо нужно выбраться на море и пожариться на солнце. Еще люблю дачу. С гамаком и чаем. К грядкам меня не подпускают – все, что я сажаю, у меня не выживает (смеется).

Опишите ваш идеальный день.
Утро, чашка чая или кофе, рисование. Дальше схожу в магазин или на рынок и приготовлю что-то вкусное. Это мой обычный день, и он вполне меня устраивает! Ну, а чтобы прямо идеально – это провести день в огромном гипермаркете художественных материалов с безлимитной золотой картой (смеется)!

Вы любите готовить?
Да. Я начала готовить, потому что люблю поесть. Я безумно люблю поесть (смеется)! И никто не приготовит для меня лучше, чем я сама. Плюс это приносит огромную пользу моей семье, потому что почти все готовлю я. Нужно, чтобы кто-то меня взял и сказал: «Все, Ксения, мы будем делать из тебя человека!» Больше всего нравится печь. Мне нравится и процесс, и результат. Это же тоже творчество! И еще очень нравится, когда другим вкусно!

Какие фильмы вы смотрите?
Вообще больше люблю сериалы. Могу включить сериал фоном и рисовать. А из фильмов – триллеры и детективы. Не люблю драмы, потому что я начинаю очень переживать. Особенно, если это грустный фильм про животных. Очень люблю Гарри Поттера. И читать, и смотреть!

Какой из Даров Смерти вы бы выбрали для себя: бузинную палочку, мантию-невидимку или воскрешающий камень?
Иллюстрация Ксении Громовой Я бы выбрала мантию-невидимку, потому что это по факту единственный дар, не обладающий властью над людьми, зато это защита. Бузинная палочка слишком опасный дар, воскрешающий камень тоже - все таки мертвые должны оставаться в своём мире. Поэтому, я выбираю мантию-невидимку! К тому же, это весело!

Вы занимаетесь каким-нибудь спортом?
К сожалению, нет. Делаю разминку и растяжку. В детстве ходила на художественную гимнастику и плавание. Вот это мне нравится. Виды спорта на скорость я не люблю. Лучше что-нибудь спокойное (смеется).

Чего вы хотите добиться в творчестве?
Сложный вопрос! Я не люблю загадывать, потому что это может не сбыться. Из небольших желаний: хочу студию свою, чтобы мои мастер-классы по качеству были облекаемы в форму.

Опишите ваше творческое рабочее место.
Большой белый стол, творческий бардак, много стаканов с заточенными карандашами. Я могу пользоваться одним карандашом, но заточены должны быть все. Куча скетчбуков, кистей, краски. Всегда перед работой протираю стол и руки влажными салфетками.

Назовите быстро пять фактов о себе
1. Мне 25 лет
2. Я живу в Москве, и я коренная москвичка
3. Люблю рисовать
4. Я немного сумасшедшая
5. Я фанат кофе и шоколада. Но стараюсь пить кофе без кофеина.

Пробовали ли вы какие-нибудь необычные способы рисования картин?
О, да! Самое сумасшедшее рисование было, когда мы в университете рисовали копии икон самодельной темперой, как это делали древние иконописцы. Надо было смешать яичный желток, нашатырный спирт, какое-то масло и пигмент. И запах от этой смеси был нереально мерзкий! Меня постоянно тошнило, пока мы рисовали эти иконы. Это было невыносимо (смеется)!

Как вы считаете, как и когда к вам пришел творческий успех?
Думаю, что еще не пришел. Это еще впереди!

В каждом деле бывают переломные моменты. Какие были в вашем творчестве?
Это был момент, когда моя преподавательница в университете сказала, что я бесталантлива. Меня очень подстегнуло это тогда. Мне было так обидно, что я подсознательно начала еще больше работать!

Как относится к вашей творческой деятельности ваша половинка и ваша семья?
Иллюстрация Ксении Громовой Бабушка с дедушкой мной гордятся, и всегда помогали мне с художественной школой, дарили художественные материалы. Их мнение для меня важно, и важно их радовать. Мама, наверное, хотела, чтобы я все-таки работала в офисе, но конфликтов у нас не бывает. Молодой человек поддерживает.

Вообще, меня окружают одни юристы: мама, папа, дедушка, брат, молодой человек – все юристы! Я одна – художник (смеется)!

Назовите пять ассоциаций со словом «Москва»?
1. Мой дом
2. Пробки
3. Красота
4. Пространство
5. Холмы
Очень люблю Москву. Это мой город. Мне не нравятся пробки и метро, но Москва прекрасна. Она такая одна.

Представьте, что вам безвозмездно дают 3 миллиона рублей. На что вы их потратите?
Я куплю себе квартиру! На самом деле в Москве этот вопрос важнее всего. И это одна из моих целей – когда-нибудь заработать на квартиру. Когда есть квартира, можно делать все остальное: ездить отдыхать, развиваться и т.д. А пока квартира – это первая необходимость.

Общаетесь ли вы с другими художниками, которые рисуют в вашем стиле? Ходите на их мастер-классы?
Иллюстрация Ксении Громовой На мастер-классах ни у кого не была. Единственные мастер-классы, на которые я хочу пойти – это леттеринг и каллиграфия. Они бы хорошо дополнили мой стиль. На это надо выделить время. С другими художниками я знакома по интернету, и мы отлично общаемся, но все они живут не в Москве, к сожалению.

Расскажите про свои мастер-классы.
Первые мастер-классы я проводила на ярмарках в Леонардо (сеть гипермаркетов товаров для творчества). А так я встречаюсь с человеком, например, в тихой кофейне и провожу индивидуальный мастер-класс.

Групповые мастер-классы я не провожу пока – очень тяжело успеть пообщаться со всеми. Человек 5 – это максимум для такого стиля рисования. Ведь каждый рисует и задает вопросы практически постоянно. И каждому нужно помочь. Мой мастер-класс длится 3 академических часа, то есть 2 часа 15 минут. Это максимум, иначе человек не усвоит всю информацию.

Сколько стоит ваш мастер-класс?
Индивидуальный мастер-класс с моими материалами на 2 часа 15 минут стоит 3000 руб. Также мои ученики могут мне написать в любое время, прислать свою работу, и я обязательно помогу им советом.

Если бы вы знали, что в следующей жизни переродитесь в картину, какой картиной вы хотели бы стать?
Любой из картин Альфонса Мухи, конечно! Моя любовь к нему безумна (смеется)!

Если бы о вас и вашем творчестве написали биографическую книгу, как бы она называлась?
Назвала бы ее «Женщина-узор»!

Считаете ли вы, что творчеством должен заниматься каждый человек?
Я бы рекомендовала людям заниматься творчеством, но не считаю это обязательным.

Творчество бывает разным, даже склейка макетов самолетов - уже творчество. В творчестве человек способен самовыражаться, помимо его основной деятельности. Это развивает фантазию и заставляет человека мечтать. В какой-то степени, возвращает его в детство!

Share:
Published: 7 фев 2016