Екатерина Голанд

Екатерина Голанд - Художник-график, дизайнер.

Интервью с художником

Екатерина, вы очень многогранный творческий человек. Чем вы занимаетесь сейчас?
Много чем занимаюсь! Я в принципе люблю рисовать, а уже чем и на чем – другой вопрос. У меня художественное образование, поэтому мне не составляет труда освоить какой-то новый материал. Все время хочется пробовать что-то новое. Занимаюсь то одним, то другим, то всем сразу. Знающие люди советуют остановиться, конечно, на чем-то одном, но пока не получается (смеется).

А есть приоритетное направление творчества?
Нет, определиться невозможно. Я могу месяц расписывать шелк, потом два месяца рисовать акварелью, потом пером и тушью, потом опять вернусь к росписи шелка или стекла… В общем, мне нравятся все мои направления одинаково! (смеется)

Как давно Вы вообще рисуете?
Иллюстрация Екатерины Голанд Рисую с самого детства. Акварель попробовала еще в художественной школе, перо и тушь – уже в институте. Ну, а роспись стекла и шелка – уже после института самостоятельно осваивала.

Расскажите, где вы учились рисовать?
Я рисовала, сколько себя помню. То есть лет с двух точно, и поэтому мама решила отдать меня в художественную школу. Мне очень нравилось туда ходить: и преподаватели были хорошие, и сама школа. Это была детская художественная школа им. Кустодиева, она располагается у нас в Санкт-Петербурге на Каменном острове. Вокруг нее парк, а сама школа находится в здании старинной архитектуры, и для ребенка это создавало абсолютно волшебную атмосферу.

После образовательной школы мы все приходили туда, как на отдых. Я даже не воспринимала это как учебу, а скорее - как развлечение. Это был отдых для души.

Расскажите про ваше обучение в художественной школе и дальнейшее образование.
Обучение в художественной школе составляет 8 лет. Но мама отдала меня позже. Я пришла туда, когда все дети заканчивали уже четвертый год. Чтобы поступить, мне пришлось сдавать отдельный экзамен: меня попросили проиллюстрировать сказку. Очень хорошо помню, что нарисовала Колобка (смеется). Мне показалось, что работа не получилась, но женщина, которая принимала экзамен, рассмотрела хорошее композиционное и цветовое решения. Увидела, видимо, потенциал. Так меня приняли на пятый год обучения. Из тех ребят, с кем я заканчивала художественную школу, мало кто пошел дальше рисовать профессионально. Буквально единицы.

Когда я окончила ДХШ, до поступления в институт оставалось еще два года. На тот момент было уже понятно, что ничем, кроме рисования, я заниматься не хочу, и поступать буду в художественный ВУЗ.

И вот эти два последних года школы, чтобы не делать перерыва в обучении рисованию, я посещала курсы при Санкт-Петербургском институте, филиале Московского Полиграфического института, и благополучно поступила в него. Потом, во время обучения, прошла реорганизация, и я закончила уже – Северо-Западный Институт Печати Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Это отделение университета, которое специализируется на подготовке специалистов в сфере полиграфии.

Почему вы выбрали этот институт, а не пошли в специализированный художественный ВУЗ?
Иллюстрация Екатерины Голанд В моей семье были люди творческих профессий, но не было художников. Поэтому посоветовать было некому и помочь с поступлением тоже.

Все мои друзья, которые пытались поступить в Академию им. Репина, Академию им. Штиглица и другие художественные ВУЗы, в итоге так и не поступили туда. Поэтому я решила не рисковать. К тому же, на тот момент мой отец владел типографией.

Так и было решено двигаться в эту область, чтобы в будущем не иметь проблем с практикой и поиском работы. В этом отношении папа подтолкнул меня ближе к реальной профессии. В этом институте были сильные преподаватели - выпускники Академии Художеств им. Репина - поэтому я была не против. Художественное образование, на мой взгляд, было на уровне.

Помимо этого были и очень интересные прикладные предметы. Там нас, например, учили работать в графических редакторах и разбираться в технологии полиграфического производства. В итоге из меня получился многогранный специалист.

Куда вы пошли работать после института?
Поскольку отец владел типографией, он часто подбрасывал мне различные дизайнерские задачки, поэтому сфера дизайна была мне уже знакома. К тому же, на четвертом курсе у меня уже родился старший сын. Когда мы учились, конечно, мы много работали руками, но заработать было проще именно в графическом дизайне. Поэтому после института 10 лет я работала графическим дизайнером. А рисовала скорее для души.

Что изменилось спустя 10 лет?
Иллюстрация Екатерины Голанд Где-то в 2007 году я увлеклась росписью по стеклу: увидела в магазине витражные краски и очень захотелось их попробовать. Никакой информации об этих материалах в интернете не было, поэтому пришлось разбираться во всем самой и переводить рекомендации производителей к их материалам с зарубежных сайтов, так как на русском языке не было информации.

Я начала выкладывать свои работы в интернет, и мне стали задавать вопросы. Сначала я исправно отвечала, но потом, когда их стало очень много, я решила сделать сайт. На нем выложила всю информацию о материалах и технологии росписи. Потом меня стали просить провести занятия, и я стала давать мастер-классы по этому направлению до тех пор, пока у меня не родился второй сын.

Сейчас, после перерыва в несколько лет, я планирую возобновить занятия. Это будет уже не только роспись по стеклу, но и роспись по шелку, и акварельная живопись, и графика тушью. Над этим нужно хорошо подумать, ведь разные люди приходят с разными желаниями: кто-то просто развлечься, а кто-то именно развиться профессионально. Поэтому я хочу создать несколько видов занятий: простые, интересные интенсивы и полноценные образовательные курсы. Основной упор я планирую сделать на онлайн-курсы. Сейчас делаю съемки только бесплатных уроков, к составлению онлайн-курсов еще не приступила, пока только обдумываю план и программы обучения.

Как вы изучали роспись по шелку?
Когда я начала расписывать шелк, я ни у кого не училась и не ходила ни на какие мастер-классы. Я считаю, что при наличии высшего художественного образования, художник может сам разобраться с любым материалом. Достаточно взять материал в руки, попробовать его, посмотреть на его свойства. Конечно, базовые технологии я изучила через интернет, а остальное приходит с практикой. Я впитывала какие-то приемы и интересные идеи, но никогда не копировала чьи-то работы.

Вообще я считаю, что в наше время декоративно-прикладное искусство незаслуженно стоит в стороне: очень же здорово, когда вещь не только красивая, но еще и полезная. Например, шелковый платок.

Расскажите про вашу акварельную живопись. Как вы рисуете в этой технике?
Сначала у меня рождается идея, и я начинаю выбирать из всех имеющихся в моем арсенале способов тот, который лучше всего подойдет для реализации этой идеи. Который лучше передаст то, что у меня родилось в голове. У меня есть работы, выполненные только акварелью, есть работы, где сочетаются тушь и акварель или выполненные только тушью. Я могу расписать шелк или стекло. Сочетать акварель с тушью я начала не так давно.

Чем вам нравится тушь, и почему вы не используете линеры?
Иллюстрация Екатерины Голанд Я линеры, если честно, совсем не люблю – это какой-то маркетинговый ход, а не художественный инструмент (смеется). Хотя я понимаю, что это мне удобно использовать тушь и перо, потому что у меня есть опыт, а для начинающего художника линеры проще в использовании. К перу и туши надо приноровиться: выбросить несколько сотен листов, чтобы понять, как они ведут себя на бумаге. Но освоение пера однозначно стоит потраченного времени и усилий!

Я обожаю чертежное перо №11 – это еще советское перо. Сейчас их очень трудно найти – про эти перья у меня спрашивают почти под каждым постом в Инстаграм (смеется)!

Это довольно жесткое остроконечное перо, дает хороший диапазон толщины линий. Оно хорошо держит достаточное количество туши или чернил и плавно отдает его на конец пера. Это перо совсем не капризное и подойдет для первых опытов в освоении графики пером и тушью. У меня приличная коллекция перьев из разных стран, но вот перо чертежное №11 («звездочка») - мой фаворит.

Как пришли к стилю, которым рисуете сейчас?
Я вообще у себя какого-то определенного стиля не вижу, но приятно, когда мне об этом говорят (смеется). Просто делаю так, как мне кажется, будет красиво.

Расскажите, какими художественными материалами вы рисуете?
Иллюстрация Екатерины Голанд Акварель я использую исключительно «Белые ночи» от «Невской Палитры». Не использую готовые наборы, а беру цвета, которые составляют мою личную палитру, сложившуюся за годы опыта.

У меня примерно 40 рабочих цветов. Есть, конечно, и акварель от Winsor&Newton, Royal Talens и других производителей. Но их я использую, только если мне надо добавить цвета в иллюстрацию, в основном выполненную другим материалом – тушью или карандашом. Для акварельной живописи я их не использую – мне не очень близки свойства этих красок. Возможно, здесь срабатывает момент привыкания к определенному производителю.

«Невской Палитрой» я рисую с детства и могу смешать нужные цвета практически с закрытыми глазами. Краски нашего производства более чем доступны по цене, и в магазинах представлена полная палитра производителя. Зарубежные краски в основном продаются готовыми наборами, реже поштучно. Попробовать полную палитру из линейки даже одного зарубежного производителя и определиться с тем, какие краски оставить в своей палитре, а какие не использовать – практически невозможно. Однако, есть некоторые цвета, которых нет в палитре «Белых ночей» и приходится докупать их поштучно у зарубежных производителей.

Мне часто задают вопрос о том, какие цвета выбрать для своей индивидуальной палитры. И я всегда отвечаю, что выбирать каждый художник должен под себя. Это очень «личный» момент, который должен быть основан на понимании химического состава красок и практических знаниях об их свойствах в союзе с водой и бумагой.

Бумагу я использую разную. Предпочитаю 100% хлопок холодного прессования. Такая бумага есть почти у каждого производителя. Я использую в основном бумаги фирмы LANA и Canson. Выбор бумаги и красок – это технический момент. Они должны вести себя предсказуемо для художника и быть способны в полной мере перенести замысел из воображения художника на изобразительную поверхность. Поэтому каждый подбирает художественные материалы индивидуально под себя. Я могу только посоветовать общий сегмент хорошей акварельной бумаги, и это – 100% хлопок.

Как много у вас заказов?
Сейчас я уже могу отказаться от некоторых заказов, если чувствую, что это не моя тема. А раньше, лет 7-10 назад, я брала все заказы, какие бы мне не предложили. Верстка сайта? Ок! Дизайн полиграфии? Ок! Расписать окно? Ок! (смеется). Я была, как человек-оркестр, потому что считала, что нельзя отказываться ни от одного шанса в плане работы. А сейчас я понимаю, что если возьмусь за заказ, который не нравится, то и получится не очень – я не вложу в него душу.

Также сейчас я максимально стараюсь отойти от полиграфического дизайна. Мне уже стало неинтересно заниматься многостраничной версткой или оформлением другой полиграфической продукции, хочется больше рисовать руками.

Когда люди видят готовые работы художника, и делают заказ, они приблизительно представляют, что получат в итоге. А графический дизайн – это вообще неблагодарное дело. У меня может быть заказ, который я сделаю так, как я считаю, будет красиво с моей точки зрения, а заказчику может все не понравится. В итоге он заставит меня переделать все так, как нравится ему и получится «такое»…, что я никогда не признаюсь, что я автор (смеется).

Какие советы вы можете дать начинающим художникам?
Иллюстрация Екатерины Голанд Каждый, кто начинает рисовать, должен понять, для чего он это затеял (смеется). Он хочет просто получить удовольствие или пройти более серьезное обучение и работать в этой сфере? И, исходя из этого, нужно подбирать курсы и учителя. Также я бы посоветовала найти художников, чьи работы восхищают, и изучить их технику исполнения и выбор художественных материалов и инструментов. Ведь часто новичок не знает даже, какие художественные материалы выбрать из всего того многообразия, что встречает нас теперь на пороге магазинов.

Поэтому можно посмотреть, что советуют художники, выбрать те материалы, которые собирают большинство положительных отзывов, и начать с них. Если вы ограничены в средствах, можно начать с материалов местного производства. В конце концов, выбор материалов важен, но не первостепенен. Вот в этой коробочке Doodle&Sketch Box я показываю людям свой набор материалов.

Какими, по вашему мнению, чертами должен обладать настоящий художник?
Это очень сложный вопрос! Ну, как минимум, усердие. Как говорили наши преподаватели в ВУЗе: «Рисуйте, дети, рисуйте! Когда-нибудь количество перейдет в качество!» (смеется). И это самая верная формула! Если сидишь и бьешься головой об стол от того, что ничего не получается, то стоит взять себя в руки, нарисовать это 100 раз, и все получится. И не нервничать, когда что-то не выходит! Сделали выводы и пошли дальше.

Считаете ли вы свою профессию самой лучшей?
Для себя, конечно, да! Я считаю, что у меня самая лучшая в мире профессия: не нужен психоаналитик. Ты все плохое можешь выплеснуть, а получить обратно хорошее настроение. Вообще, я даже чувствую легкую вину за то, что у меня такая классная профессия (смеется). Ощущаю себя ребенком, которому удалось протащить игрушки во взрослую жизнь и до сих пор ими играть! И даже как-то неудобно, что другие люди работают, а я развлекаюсь. В общем, я очень рада, что все так сложилось.

Бывает ли такое, что не хочется рисовать?
Нет, не бывает. У меня всегда очень много идей. Скорее нет времени, но идеи и желание есть всегда.

Есть ли у вас какой-то свой проект или идеи, которые хотите воплотить?
Иллюстрация Екатерины Голанд Я говорила, что планирую запустить сайт со своими онлайн-уроками и онлайн-курсами. Сейчас для этого разрабатывается платформа, и в марте мы планируем ее тестировать. Но там довольно сложная техническая часть, которую я задумала - прохождения самого обучения. Создание технической части ведется с нуля.

Это будут уроки с дальнейшей поддержкой для пользователя, если ему это необходимо. Будут мастер-классы, будут и полноценные курсы из многих занятий. Человек будет проходить обучение этап за этапом. Этапы будут сопровождаться не только видео-уроком, но и фотоматериалами, образовательными текстами и пояснениями. И потом, у пользователя будет возможность обсудить любой вопрос с преподавателем и другими участниками курса. Также я хочу сделать промежуточные и финальные практические работы. То есть это будет, как заочное обучение рисованию.

Есть ли у вас художественный секрет? Почему у вас получаются такие интересные работы?
Нет, секрета, нет. Я просто люблю то, что делаю. Я даже не подписываю никогда свои работы, потому что мне больше интересен процесс рисования и воплощение того, что у меня в голове, чем сам результат. Как только заканчиваю работу, она перестает мне быть интересна – она уже живет своей жизнью. Я не ассоциирую себя с искусством с большой буквы.

Чем вы не любите заниматься?
В творчестве такого нет! А так не люблю «бытовуху» – вещи, которые делаешь, а они на следующий день обнуляются. Например, чистый пол!

Опишите ваш идеальный день.
Идеальных дней может быть много. Например, едешь на море с мужем вдвоем, или проводишь семейные выходные с детьми и родителями на даче с шашлыками. Или одна гуляешь по городу, заходишь в кофейню и рисуешь вид из окна. Это все идеальные дни. Сложно выбрать! Вообще, самая большая ценность в жизни – это время. Так что надо каждый день стараться делать идеальным (улыбается).

Занимаетесь ли вы спортом?
Иллюстрация Екатерины Голанд Да, хожу три раза в неделю в тренажерный зал. Относиться к своему телу нужно хорошо, чтобы оно не подводило.

Какие фильмы вы смотрите?
Здесь я вообще «всеядна». Поскольку фильм или сериал у меня всегда идет фоном, когда я рисую или делаю что-либо руками. Бывает, что я чем-то занимаюсь и только в конце фильма поднимаю глаза, чтобы посмотреть, кому принадлежат голоса, которые я слушала на протяжении полутора часов (смеется)!

Как вы успеваете заниматься творчеством и собой, имея двух детей?
Они с самого начала привыкли к тому, что мама бывает занята, и не надо ее отвлекать. Никогда ничего не берут без спроса из моих художественных материалов. Была в начале пара инцидентов с разливанием туши, но мы быстро это уладили. Они спокойно дают мне делать дела и вполне могут развлечь себя сами. Ну и, возможно, мне повезло с характерами детей, а может быть, я хорошо их воспитала (смеется).

Как вы относитесь к Инстаграм?
Иллюстрация Екатерины Голанд Инстаграм - очень добрый ресурс. Я на разных ресурсах выкладывала свои работы, и где-то лишний раз подумаешь, показывать свою работу или нет – можно нарваться на суровую критику! А в Инстаграм мне никто ни разу плохого слова не написал. Люди тактичные: не нравится – идут мимо, нравится – пишут об этом. И эта поддержка очень мотивирует!

Раньше я много выкладывала фото того, что меня вдохновляет, фото своих детей, и не вела свой Инстаграм в одном стиле, как многие советовали. Но потом, когда подписчиков набралось, мне стало некомфортно показывать своих детей и бытовые сценки, и я перестала выкладывать фотографии такого плана, оставив только художественные работы. Да и статистика лайков говорит о том, что личные фото интересуют людей меньше, чем художественные работы.

Чего вы хотите достичь на творческом пути?
Я перфекционист, и очень редко мне нравится работа, которую я создала. Мне все кажется, что это несерьезно (смеется). А вообще, пора мне уже, наверно, задуматься над вступлением в Союз Художников.

Какие плюсы дает вступление в Союз Художников?
Для каждого художника, я считаю, очень важно признание коллег. Признание тебя, как ценного представителя профессии. В Инстаграме люди просто оценивают твои работы на свой вкус, а в Союзе это делают профессионалы. Их уже не обманешь хорошо сделанным фото. Поэтому вступление в Союз – это шаг вперед. Когда я захожу в Союз Художников, я все время очень нервничаю, потому что вспоминаю учебу. Кажется, что меня сейчас обязательно отругают за то, что я что-то нарисовала не так (смеется)!

Для вступления в Союз Художников надо иметь художественное образование, поучаствовать в трех выставках, организуемых Союзом, иметь рекомендации от художников, которые уже являются членами Союза Художников, ну, и принести в срок свои работы на комиссию, которая проходит один раз в год. Молодежные выставки проходят два раза в год, и для участия надо принести несколько своих работ на «выставком» (предварительный отбор). Они проходят комиссию, и если вашу работу выбрали, она попадает на выставку. Четыре групповых выставки у меня уже есть, надо заняться всем остальным.

Опишите ваше творческое место.
Вообще, когда мы делали ремонт в квартире, я все так спланировала, что практически в каждой комнате есть угол с освещением, в котором при желании можно разместиться и заняться чем-то творческим. Но основное творческое место у меня в коридоре. Это обычный коридор двухкомнатной квартиры, в котором мы разобрали предусмотренный планом стенной шкаф, и теперь все место я заняла своим большим столом с расписанными мной маленькими комодиками, с ящиками и всем самым необходимым для творчества и вдохновения. Этой мой уголок художественной силы (смеется)!

Какие переломные моменты были в вашем творчестве?
Думаю, глобальных не было. Вообще, переломные моменты наступают, когда ты смотришь на свою работу и остро ощущаешь ее несовершенство. Это происходит тогда, когда разум уже поднялся на новый уровень, а руки еще нет. И таких моментов не надо бояться, ведь они – показатель роста. Это значит, что вас уже не устраивает имеющийся результат, вам нужно больше. Тут нельзя останавливаться, немного практики, и руки тоже поднимутся на новый уровень мастерства.

Что вы делаете с неудавшимися работами?
Иллюстрация Екатерины Голанд Я уже давно поняла, что если я считаю свою работу неудавшейся, это совершенно не значит, что люди будут того же мнения. Бывало, мне не нравилась работа, я с горем пополам решалась ее выложить в Инстаграм, и люди оказывались от нее в восторге. Для меня работа не удалась, когда не получилось передать на изобразительной поверхности то, что было задумано в голове. Но люди-то и не знают, что у меня было задумано, они видят и оценивают готовый результат. Поэтому такие работы, неудавшиеся с моей точки зрения, я обычно просто дарю тем, кому они нравятся. А вообще, не надо переживать. Не удалась работа? Посмотрели, сделали вывод и рисуем дальше (смеется)!

Какие три желания вы загадаете золотой рыбке?
Ооо! Я еще с детства знала, что если поймаю золотую рыбку, мое первое желание будет: «Еще 150 желаний!» (смеется). И такая же логика будет с волшебной палочкой. Если я найду волшебную палочку, то первое, что я наколдую – это еще 10 палочек! Над вторым желанием я не думала, зачем, если у меня же их еще много! Ну, вообще, наверно, загадала бы здоровья себе и всем близким. Ну, и третье – чтобы на нашем жизненном пути не было никаких больших катаклизмов и войн.

Что вы посоветуете творческому человеку при отсутствии вдохновения?
Для меня здесь один совет: просто продолжать делать! Потому что если человек сидит, ничего не делает и просто жалуется, то ничего у него и не получится. Если сесть и просто начать что-то делать, то уже начнется движение, и рано или поздно кризис уйдет. Или задуматься над сменой деятельности, потому что если кризис очень долгий и глубокий, то может ему просто не нравится то, что он делает?

Назовите 5 фактов о себе
Иллюстрация Екатерины Голанд 1. Я считаю себя очень счастливым человеком. И это позволяет мне позитивно относиться к жизни и быть в хорошем настроении.

2. Я очень люблю свою семью. Они у меня самые лучшие и всегда меня поддерживают. Ну, еще переносят мой «непереносимый» характер!

3. Я точно знаю, что я буду рисовать до тех пор, пока у меня будет физическая возможность это делать.

4. Я не могу сидеть без дела. Не бывает, что сижу и ничего не делаю. Я даже если смотрю телевизор, то обязательно еще чем-то занимаюсь. Ненавижу терять время, пытаюсь максимальнорационально его использовать, делая несколько дел одновременно, если это не влияет на качество результата каждого дела в отдельности.

5. Я абсолютно обычная, в том плане, что не чувствую у себя никакого таланта. Все что я умею – результат многолетней практики. И я всегда очень смущаюсь, когда меня хвалят в Инстаграме.

Назовите 5 ассоциаций со словом «фиолетовый»?
1. Девушка, на которую я подписана в Инстаграм - Янина (@melanie_colors). Она делает невероятные цветы из шелка, и ее любимая гамма лилово-фиолетовая. Когда слышу «фиолетовый», то сразу ее представляю.

2. Фиолетовый цвет традиционно считается цветом депрессии. Хотя у этого цвета есть масса оттенков, которые точно не назовешь депрессивными!

3. Поскольку в Инстаграме полно картинок с лавандовыми полями, то это моя третья ассоциация! (смеется) Не скажу, что я мечтаю побывать там, но в голове они у меня засели крепко!

4. Фиалки

5. Хочу когда-нибудь заиметь спальню в насыщенных фиолетово-лиловых тонах. Мне кажется, сон будет особенно глубок и прекрасен в стенах такого цвета

Как относится к вашей профессии семья и друзья?
Последнее время я начала замечать, что моя мама мной гордится. Муж никак не относится. Он совершенно другой профессии и, мне кажется, считает, что не имеет права оценивать. Хорошо хотя бы то, что, придя из магазина и потратив тысячи на художественные материалы, я не вижу его недовольства. Думаю, это значит, что он поддерживает меня. Вот дети часто оценивают. Они всегда говорят только правду. Бывает, что я и не спрашиваю их мнения, а малыш подходит, смотрит и говорит: «Мама, как красиииииво!» Это для меня самая бесценная похвала на свете.

На что бы вы потратили 3 миллиона рублей?
Попытаюсь пустить в дело, чтобы они работали. Но я точно не стала бы их сразу тратить, а крепко бы подумала над удачным вложением.

Если бы вы знали, что в следующей жизни переродитесь в картину, то какой картиной вы бы хотели быть?
Я бы точно переродилась в какую-нибудь неоднозначную картину, над которой надо подумать, и по поводу которой нет единого мнения у разных людей. Первое, что мне пришло в голову, это почему-то картины Босха. Или, например, одна из картин Куинджи, где ночью светит луна, да так, чтобы многие подозревали за картиной специальную подсветку! (прим. ред.: картины «Лунная ночь», «Ночь на Днепре», «Дарьяльское ущелье»). В общем, в картину с подвохом!

Какое ваше любимое место в Петербурге?
Я люблю центр. Там почти везде хорошо! Уютно, и ощущаешь себя дома!

Share:
Published: 7 мар 2016