Анастасия Кустова

Анастасия Кустова - художник по акварели и автор собственного бренда ювелирных украшений.

Интервью с художником

Анастасия, расскажите, как вы начали рисовать? Была ли точка отсчета?
Моя история, как, наверно, истории многих рисующих людей, начинается где-то глубоко в детстве. Мама наклеивала мне на листок переводную картинку и говорила: «Перерисуй!». А потом уходила по своим делам. И я рисовала.

Далее был большой перерыв. Я занималась музыкой с шести лет. Окончила музыкальную школу и 15 лет играла в оркестре на домре – русском народном инструменте. Мы много ездили по России и за границу. Наш оркестр получил 4 гран-при на международных конкурсах, но я так и не связала свою жизнь с музыкой.

Вообще я объективно никогда не думала, что свяжу жизнь с рисованием. В то время, когда я росла, был стереотип, что художник всегда голодный и никогда не зарабатывает нормально. Поэтому нужно получить хорошее образование и работать в офисе. Так что я закончила МГТУ им. Баумана и стала инженером. По второму образованию я - переводчик. Вот так.

А рисовала я всю жизнь. Очень люблю рисовать портреты, чего не скажешь по моим аккаунтам в соцсетях. Пока я училась в университете, портреты были моим основным видом художества. Рисовала в основном пастелью, карандашом, углем. Иллюстрация Анастасии Кустовой

Какая у вас ближайшая цель в творчестве?
Очень хочу проиллюстрировать что-то в журнале – иду к этой цели. Например, недавно у меня был большой проект по food-иллюстрации для ресторана в Питере - большие постеры с рецептами. Сейчас работаю по тому же направлению с рестораном в своем городе (Калуге). Тоже рецепты на большом формате. Человек начинает вчитываться, смотрит на красочные иллюстрации и продолжает с удовольствием сидеть в этом ресторане.

Вообще, я считаю, что коммерческая иллюстрация расширяет горизонты художника. То есть, теперь иллюстрация - это не только то, что ты рисуешь, вставляешь в рамку и продаешь. Иллюстрация нужна во многих сферах. Рестораны, сайты, мода, реклама и т.д. Это очень интересно.

Еще хочу проиллюстрировать книгу. Закончила курсы по книжной иллюстрации.

Сложно вообще работать на себя?
Сложно.
До января 2015 я работала на крупном предприятии в должности менеджера проекта по производству авто-комплектующих. Успешно строила карьеру. Но, все-таки творчество где-то пробивалось. Было внутреннее ощущение, что меня замыкают в каком-то пространстве. От себя хочу сказать, что нас общество и ситуации очень часто заставляют делать не то, что мы хотим. И в какой-то момент я решила, что творческое направление – это будет моя жизнь… и ушла. Было тяжело. И вот с начала 2015 года я активно рисую. Уже вспомнила все, что когда-то забыла.

У меня нет художественного образования. Пропуски в знаниях сейчас восполняю просмотрами онлайн - курсов, но все-таки творчество больше идет изнутри. Чему меня научила работа по проектам, так это ставить краткосрочные цели и постепенно достигать их. Я очень четко это осознала, когда начала профессионально рисовать. Поняла, что многое упущено. Но, я наверстываю! Четко ставлю маленькие цели (смеется).

Иногда, правда, меня может накрыть, и я пойду рисовать море. Упоительно потрачу на это весь день. А потом вечером пойму, что ничего за сегодня не сделала. В итоге, у меня есть картина с морем, а мои проекты, которые «горят», лежат в стороне. И тут, конечно, необходимо себя дисциплинировать. Нужно понимать, что это все-таки работа.

И как же быть с вдохновением?
Иллюстрация Анастасии Кустовой Я поняла для себя, что Вдохновение – это абсолютно программируемая вещь. Для меня, чтобы поймать вдохновение, нужно расслабиться. Очистить свою голову. Если ты напряжен, то, как только в картине что-то не будет получаться, это вызовет негативные ощущения.

Мне очень хорошо помогают вещи, куда погружаешься с головой – послушать музыку, посмотреть очередную серию сериала, почитать книгу. Но самое медитативное - это замешивать краски перед началом работы. Минут 15 я трачу на то, что замешиваю краску на большой керамической тарелке, создаю нужные мне цвета. Очень расслабляет. И именно в таком настроении я сажусь рисовать. Ну, и еще настроиться на нужную волну помогает спокойствие и тишина, когда никто не отвлекает.

Еще я люблю ощущение свободы и воздуха. У меня на столе стоит большая ракушка, и мне она очень помогает. Сразу появляются мысли о море, об отпуске и о том, как там хорошо (смеется). Я прямо настраиваюсь на рабочий лад – это моя связь с космосом. Вообще тактильные ощущения очень важны. Все это помогает найти гармонию.

Вы много говорите о гармонии. Вы сами спокойный и гармоничный человек?
Ну… Вообще я как раз очень нетерпеливый человек (смеется). Мне сложно, например, рисовать ботанические иллюстрации - не хватает терпения. И вот этот момент медитативности замешивания краски как раз для того, чтобы уловить вдохновение. А потом я рисую картину очень быстро и широкими мазками.

Вы долго шли к тому, чтобы заниматься тем, что вам действительно нравится. Что бы вы посоветовали другим?
Вообще нам свойственно думать, что жизнь длинная, и мы еще все успеем.
В школе я думала, что вот закончу 11 класс и определюсь, наконец, с тем, чем я буду заниматься. Всегда казалось, что я еще все успею, и у меня уйма времени. А на самом деле надо вовремя ставить четкие цели, иначе мечты так и останутся мечтами. Близкие не всегда поддерживают, потому что их восприятие жизни иногда отличается, но надо отдавать себе отчет в том, что ты делаешь все в первую очередь для себя и для тех людей, которым это нравится.

Вы получили два высших образования. Успевали рисовать, пока учились в университете?
Иллюстрация Анастасии Кустовой С трудом, но, конечно, я рисовала. Это была графика и портреты на заказ. Меня находили через Вконтакте и по «сарафанному радио». Рекламой не занималась. Но сейчас считаю, что заниматься саморекламой очень важно.

Как вы занимаетесь саморекламой сейчас?
У меня распланировано 2 дня в неделю на соцсети и саморекламу - четверг и воскресенье. Просто если делать это каждый день, то ничего не успеешь. Художник должен не только хорошо рисовать, но и рассказать об этом. Нужно уметь подать себя.

Вы всегда понимали важность саморекламы?
Вообще в любой сфере реклама и маркетинг очень важны. Я столкнулась с этим, когда начала выпускать украшения под своим брендом. Я понимала, что мало создать украшение, мне нужно еще хорошо сфотографировать свою работу. Причем надо сделать «вкусную» фотографию. Люди должны увидеть её и влюбиться в мои украшения. То же самое и с картинами.

Я читала много книг по рекламе и маркетингу. Как правильно формировать цены, делать акции. Так бывает, что многие мастера, создающие красивые работы, фотографируют их на клеенке в 11 вечера и искренне расстраиваются, что они никому не нравятся. Просто хорошо рисовать - этого мало сегодня. Надо уметь «себя продать».

Что вы можете посоветовать начинающему художнику?
Постоянно искать пути развития. Сейчас много информации можно найти в интернете. Много онлайн-курсов, мастер-классов. Но перед этим надо провести собственный анализ и, как минимум, выбрать технику, в которой ты хочешь рисовать. Нельзя распыляться. Можно получить опыт, пробуя разные техники. Но в какой-то момент нужно остановиться. Иллюстрация Анастасии Кустовой

Вы рисуете акварелью. Чем обусловлен этот выбор?
Акварель захватила своей легкостью и своенравностью. Для тех, кто начинает рисовать, сразу посоветую – берите хорошую бумагу и хорошие кисти. Часто плохая бумага может испортить всю работу. У меня в Инстаграме есть работа с облаками, когда как раз такое и случилось. В акварели какие-то эффекты создаются во многом благодаря бумаге, которая позволяет «успеть». Плохая бумага впитывает моментально и оставляет четкие края. Хорошая бумага впитывает медленнее, не оставляет следов и дает больше времени на воплощение замысла. Многим сложно перейти на акварель, потому что темп работы очень быстрый. По крайне мере в технике «по мокрому», в которой я сама рисую.

То есть вы хотите видеть результат своих трудов достаточно быстро, верно?
Ну как сказать... Чтобы видеть быстрый результат, нужно выкинуть 10000 испорченных работ. Это не моя фраза, к сожалению, автора не помню, но очень запомнилась: «У каждого художника есть 10000 неудавшихся рисунков» (смеется).

Расскажите про свой стиль. Многие картины у вас панорамные. Все полны воздуха, свободы... и моря.
Это моя концепция… Когда смотришь на картину, надо, чтобы хотелось заглянуть внутрь или за край. И я всегда хочу передать эту глубину. Мне становится скучно, если какой-то сюжет расположен только в рамках кадра. Важно именно выбрать интересный ракурс для картины. Ну и чтобы он попал в «золотое сечение» (гармоническая пропорция, в которой меньшая часть относится к большей, как большая - ко всему целому. – прим. ред.). И если все построено верно, то в картину хочется заглянуть, залезть внутрь.

Вы рисуете сюжеты из собственной головы?
Очень много из головы. Конечно, я вдохновляюсь какими-то фотографиями. Я могу посмотреть несколько фото, и у меня родится что-то новое. Когда много рисуешь, то из головы уже проще рисовать. Для тех, кто начинает, я не вижу ничего плохого, чтобы срисовывать с фотографии и стараться повторить работы профессиональных художников. Так можно понять, как падает свет и тень, как идут волны и т.д. Невозможно нарисовать реалистичный пейзаж сразу из головы, не имея достаточной практики.

Как вы вдохновляетесь на творчество и где ищете идеи для своих картин?
Иллюстрация Анастасии Кустовой Я переехала из темной квартиры в более светлую, и теперь вдохновляюсь этим светом. Естественный свет - это тот заряд, который я получаю и потом могу рисовать. Также мне важно, чтобы было много пространства.

Вдохновляюсь природой. Это самый большой источник вдохновения. У меня рядом с домом есть большой водоем, лес, сосновый бор. Я хожу туда практически каждый день подышать воздухом и понаблюдать за природой. Вообще, изменения в природе дают очень много вдохновения. Если бы мы жили в климате, где было постоянное лето, для художника это было бы тяжело. Когда опадает листва осенью, а весной все расцветает - как раз и вдохновляет. Это движение. А движение – жизнь.

Какие вы используете материалы и почему?
Люблю краску “Белые ночи” в кюветах. С акварелью в тюбиках не работаю - на данном этапе не перешла к этому. Вообще, я очень консервативна в плане материалов.

В «Невской Палитре» есть очень интересные дополнительные цвета – бирюзовый, ярко-голубой. Для палитры я использую большую керамическую тарелку. Это к вопросу о медитации, о которой я говорила в начале. Плюс на тарелке нет разделителей. И еще я заметила, что иногда ее даже не мою, ведь в процессе могут смешаться очень интересные цвета, потом к ним добавятся еще какие-то, и получается волшебство.

Свои яркие работы я рисую на бумаге Canson Student 250 гр. Она абсолютно белая, и цвета получаются яркие и сочные. Как ни странно, мне нравится бумага Palazzio Torchon 300g, хотя порой слышу негативные отзывы . Вообще бумагу надо пробовать, хотя в склейках отечественная бумага плохо подходит для техник «а-ля прима». В ней мало хлопка. Но если купить в листах 50x70 см, то она очень неплоха.

Бывает ли такое, что вам не хочется рисовать? Что вы делаете в такие моменты?
Бывает! Я пробовала разное. Пробовала себя заставлять. В итоге 3 или 4 дорогих листа ушло в мусорку. И теперь, если не хочется, то я просто не берусь за рисование. Нужно отвлечься и заняться чем-то другим.

Мне лучше всего помогает готовка, а именно испечь что-нибудь вкусное. Почему так? Тот момент, когда не получается или не хочется, мы все равно хотим видеть результат. Если мы сядем читать книгу или смотреть фильм, то в голове мы все равно будем возвращаться к тому, что у нас нет результата, и нам ничего не удается. Поэтому, надо найти такое занятие, где у вас точно получится результат. У меня это - кулинария. И лучше приготовить то, что точно получится – что-то из проверенного (смеется). Я вот пеку шарлотки. И когда на столе стоит аппетитный пирог, да еще и домашние довольны, я сама будто оживаю . И хандра отпускает. Сразу поднимается настроение.

А вообще, не хочется или не получается рисовать от усталости. От того, что мы себя загоняем и требуем от себя все больших и больших результатов. Я поняла, что надо давать себе отдыхать.

Как вы отдыхаете?
Ну, вообще, хорошо говорить, я вот абсолютно не умею отдыхать (смеется). Не могу просто сесть смотреть телевизор, например. Мне нужно скорее переключиться на какое-то другое дело. Провожу время с близкими, пеку, хожу по магазинам.
Порой, мне нужно убедить себя, что день, когда я отдыхаю - это не день «прожитый впустую», раз ничего не успела сделать по работе. Это день, когда я набираюсь сил для будущих свершений. Иллюстрация Анастасии Кустовой

Как вы открыли для себя ювелирное дело?
Стиль в ювелирном деле у меня модерн и ар-нуво. Мне еще очень нравится стиль стимпанк. Во время учебы в университете я играла в оркестре и получала еще параллельно второе высшее образование и было очень сложно все совмещать. Поэтому в какой-то момент мне пришлось уйти из оркестра. Но через год поняла, что тактильно творческой работы руками мне очень не хватает. В интернете увидела украшения из полимерной глины и начала лепить сама. Я лепила всякие тортики, цветочки. Через год начала делать украшения на заказ и создала свою группу в Вконтакте. А потом поняла, что все попробовала в этой сфере, достигла потолка. И мне стало неинтересно. Вот тогда в интернете я нашла wire-wrap – кручение проволокой. И переключилась на него.

До этого свои тортики и украшения из полимерной глины я пекла в духовке (это технология такая, чтобы они застыли) и периодически был неприятный запах, если я забывала и работы подгорали. Домашние, конечно, были недовольны. Но когда я переключилась на ювелирку и начала стучать молотком, то все взвыли: «Лучше пеки!» (смеется). Вот так. Я начала развиваться в ювелирном направлении, и сейчас это уже не просто проволока - я уже использую драгоценные металлы, например, серебро.

На кухне у меня есть небольшое место, оборудованное вытяжкой, где я занимаюсь паянием. Не обязательно иметь какие-то специальные условия. Дело это, конечно, опасное. Я себе один раз чуть все волосы не спалила. Это же работа с газовыми горелками, и температура доходит до 1300 градусов, поэтому очень важна техника безопасности.

По ювелирному направлению я уже вела мастер-классы в Москве, в Питере, в Калуге и в Словении.

Как вы делите время между рисованием и ювелирным делом?
Иллюстрация Анастасии Кустовой Это сложно (смеется). В какой-то момент я составила себе расписание. Понедельник – выходной. Вторник – рисование. Среда – ювелирное дело. Четверг – соцсети. И так далее. То есть, каждый день имеет свою заглавную тему. Если нужно что-то сделать срочно, то я, конечно, делаю, но эта «тема дня» все-таки не дает мне распыляться. В какой-то момент я поняла, что у меня на самом деле очень много времени. Раньше, пытаясь в один день успеть и рисование, и ювелирное дело и еще что-то, я просто сходила с ума от перенапряжения.

Бывает такое, что окружающие говорят «Ну, ты же сидишь дома, сходи куда-нибудь, у тебя же куча времени». Это да, но как говорится: «Сколько потопаешь - столько и полопаешь». Никто мне аванс и зарплату не перечисляет (смеется). Тем, кто решается посвятить себя и свою жизнь творчеству и рисованию, скажу сразу, что потребуется очень много самодисциплины. Обязательно записывайтесь на курсы по тайм-менеджменту. Или изучайте его сами. Это очень важно. Ведь близкие тоже требуют внимания, и в кино хочется сходить. И если все это не планировать, то через какое-то время просто сдадут нервы, потому что не будет ни результата, ни самоудовлетворения.

Расскажите, как вы находите себе проекты для участия, конкурсы и тому подобные вещи?
Очень много конкурсов на ювелирную тематику на сайте “Ярмарка Мастеров”. У меня там магазин, поэтому я часто туда захожу. По рисованию много всего в Инстаграме. Вообще, любой уважающий себя творческий человек должен там быть, я считаю. Мне кажется, надо больше участвовать. Особенно тем, кто начинает. Не надо бояться.

В Инстаграме нужно обязательно выкладывать свои работы. Потому что опираться только на мнение близких людей нельзя – они поддержат, скажут тебе, что ты молодец, но от этого прогресса у тебя не будет. Нужно выкладывать свои работы на суд общественности, чтобы получить конструктивную критику. Не все с первого раза выигрывают в конкурсе, но только так нарабатывается опыт.

Как-то я выложила свои картины на один ресурс, где профессионалы инкогнито комментировали работы других художников. И я тогда получила очень много конструктивной критики, которую впоследствии учла. Критику нужно уметь воспринимать адекватно.

Почему вы согласились участвовать в нашем проекте?
Иллюстрация Анастасии Кустовой Потому что я в восторге от вашей идеи (смеется)! Я видела бьюти-коробочки и тому подобное. А это именно для художников! Многие люди боятся начать рисовать, не знают, правильные ли материалы они выбирают. Не знают, где черпать идеи и вдохновение. И вот эта коробочка с вдохновением от другого художника – то, что нужно! (смеется). Многие художники уже прошли этот путь, и им есть, чем поделиться. Это замечательно!

Я вот недавно прочитала книгу Лизы Конгдон «Твори целый день». Она именно для художников написана. И что мне больше всего понравилось в этой книге – это интервью с реальными людьми. Это очень мотивирует! Особенно, когда ты понимаешь, что ты не одинок. Что все начинали. А у вас в коробочке помимо мотивирующего интервью еще куча всего!

В Инстаграме смотришь на художников – и все они такие классные, и картины у них у всех такие красивые. И только у тебя ничего не получается. А на самом-то деле все мы там были (смеется).

Есть ли у вас свой художественный секрет?
Я медитирую над палитрой. Может - это как маленький заговор (смеется). И еще я очень люблю свои кисти, подхожу к их покупке с большой ответственностью.

Что для вас лучший отдых?
Иллюстрация Анастасии Кустовой Путешествия, безусловно. Причем путешествия же не обязательно должны быть куда-то в другую страну. Это может быть небольшое путешествие и по своему городу, и по своей стране.

Например, есть очень интересный сайт по гео-кэшингу (http://www.geocaching.com/) – это своеобразный поиск кладов. Но не в прямом смысле этого слова. Это коробочка, в которой лежат всякие безделушки. Она зарыта в очень интересном месте – это исторические места, заброшенные усадьбы, старинные церкви и т.п. И на сайте это место выделено на карте. Можно выбрать для себя место, поехать туда, получить вдохновение и заодно найти этот клад. Причем, найдя клад, ты должен что-то оттуда забрать, но и что-то туда положить. Даются подсказки, конечно. Это как маленькое приключение, которое можешь организовать себе сам. Очень здорово! Все заботы уходят, ты весь поглощен этой маленькой целью.

Назовите быстро 5 фактов о себе

1. Я не люблю оливки
2. У меня дома живет шиншилла Оскар
3. Люблю путешествовать
4. Люблю для себя играть на домре
5. Я жутко нетерпеливый человек. На свои картины я трачу от 15 минут до максимум 1 часа времени
6. Люблю печь и люблю сладкое
7. Мне нравится дарить подарки больше, чем получать

Как вы поддерживаете форму?
У меня есть пример – моя бабушка. В 93 года она прекрасно выглядит, у нее память лучше, чем у меня. И она держит себя в форме. Поэтому, могу сказать, что никогда нельзя расслабляться. Нужно постоянно заниматься спортом. Этого очень не хватает при работе дома. Я регулярно хожу на массажи. Раньше я много бегала, сейчас занимаюсь дома и периодически покупаю себе абонементы в спортклуб.

В любом деле есть переломные моменты. Какие переломные моменты были в вашем творчестве?
Когда я решила, что творчество – это будет моя жизнь. Просто рисование, как хобби, это одно. А когда делаешь его своей работой – это совсем другое. И отношение тоже нужно менять внутри себя. Начиная от того, сколько ты тратишь на это времени, заканчивая тем, сколько ты тратишь денег на материалы.

А как отнеслись окружающие к вашему решению посвятить себя творчеству?
Иллюстрация Анастасии Кустовой По-разному... когда я решилась на этот шаг, я совершенно не думала, какое мнение на этот счет будет у других людей. С одной стороны это правильно, с другой - мы всегда будем подвержены влиянию близких людей. И когда я ушла с высокооплачиваемой стабильной работы, все решили, что у меня что-то с головой случилось (смеется).

В обществе существует очень много стереотипов. Считается, что проще спокойно работать, нежели сделать свое дело. Это идет от людей, которые сами этого боятся… и даже боятся себе в этом признаться. Они- то и осуждают. Если честно, много людей исчезло из моей жизни (отводит взгляд). Настоящие друзья, конечно, остались. И им пришлось отчасти вместе со мной проходить этот путь. У нас сменились общие темы для разговора, как минимум.

Но самый сложный путь человек проходит внутри себя. То есть, в какой-то момент кажется, что тебя не примут, осудят. Если раньше я с уверенностью говорила, что работаю руководителем проектов, то потом мне было сложно даже сформулировать для самой себя, а чем же я все-таки занимаюсь. В какой-то момент я поняла, что проще говорить на том языке, который понятен окружающим. И меньше проблем. То есть, если я рисую иллюстрации для какого-то коммерческого проекта, то на вопрос «Чем ты занимаешься?», я отвечаю: «Работаю над проектом». Это помогает адаптироваться поначалу.

Сколько стоила ваша первая картина на заказ?
Это были портреты, и в то время они стоили недорого, наверно, рублей 300. Первые заказчики – друзья и знакомые. Вообще над ценообразованием нужно работать. И над пониманием этого тоже.

То есть, мы можем классно рисовать, но бояться сказать, сколько это стоит. И тут каждому художнику нужно себя подковать именно по продажам. Это важно. Нужно понимать, что сказать цену и условия – это незазорно.

Потом друзья начинают просить нарисовать что-то по дружбе. И это отдельное испытание. Если не ставить свои условия, рисование и продажа своего творчества будут вызывать негатив, художник будет чувствовать, что он продешевил. Ему будет обидно за потраченное время.

Что вы делаете с неудавшимися картинами?
Иногда, когда у меня хорошее настроение, я могу обыграть неудавшийся момент. Какой-то подтек, который случайно вылез, может стать ключевым элементом сюжета. Но это приходит с опытом.

Я всегда стараюсь довести работу до финальной точки. Даже, если я понимаю, что работа не получается, я все равно довожу ее до конца. Просто буду воспринимать эту картину уже как учебную – буду пробовать на ней разные эффекты и новые техники. Бывают неудавшиеся работы, на которые я смотрю через время, и они начинают мне нравиться. Но это редко. В основном или выбрасываю или отношу их маме. Сдаю ей в хранилище. Ей нравится (смеется).

Как относится к вашей профессии семья и вторая половинка?
Семья любит и всегда хочет, как лучше. Просто там, где вы расходитесь во взглядах, начинается конфликт. Когда с момента начала моей творческой жизни прошло время, и они увидели, что у меня все пошло хорошо, то уже начали радоваться за меня.

А моя вторая половинка – это моя основная опора и поддержка. Человек, который видит меня каждый день: когда у меня есть удачи и неудачи. Это важно, чтобы был человек, который верит в тебя. Даже когда ты сам уже не веришь – а он верит. Это очень помогает. Иллюстрация Анастасии Кустовой

Вам дают три миллиона рублей безвозмездно. На что вы их потратите?
Всегда хотела создать картинную галерею-студию, где молодые таланты могли бы выставлять свои картины и там же проводить мастер-классы. И это была бы благотворительность.

Я столкнулась с тем, что есть различные галереи, куда очень сложно пробиться. Например, вот у меня в городе галереи принимают только картины маслом. Обидно как-то.

А ведь очень важно для начинающего художника выставить свои работы для людей.

Назовите 5 ассоциаций со словом «ширма».

1. Цветочная,
2. Высокая,
3. Китайская,
4. Дерево,
5. Свет.

Какую сверхспособность вы хотели бы иметь?
Управлять временем. Не в том плане, что я бы хотела возвращаться назад и исправлять прошлое. Нет. А бы хотела, как в «Гарри Поттере», просто иметь возможность все успеть.

Чтобы можно было отмотать, поспать и вернуться к своим делам!

Если бы вы знали, что в следующей жизни вы переродитесь в картину, какой бы картиной вы хотели быть?
Какой-нибудь абстракцией… (задумалась).

Однажды мы с подругой были на выставке абстракционизма. И там была одна картина во всю стену, которая произвела на меня большое впечатление. Это был белый большой лист, и на нем зеленые пятна. И подруга говорит: «Вообще не понимаю, о чем эта картина?», а я говорю: «Ну как же, ты не видишь? Это же яркое солнце пробивается сквозь листву!». И мы подходим ближе и читаем на табличке: «Утро в весеннем лесу». Подруга очень удивлялась тогда, как я смогла это увидеть. Мне этот момент запомнился. И я хотела бы быть какой-то такой абстрактной картиной, очень светлой, в которой каждый увидит что-то свое.

Если бы кто-то решил написать биографическую книгу о вас, как бы она называлась?
Сложный какой вопрос! Наверно, «Никогда не сдавайся». Для меня эта фраза идет через всю жизнь. Даже когда все очень тяжело, и все против тебя, но ты не сдаешься, то появляются и новые люди, и интересные проекты, и ты продолжаешь двигаться вперед. Нужно верить в себя!

Share:
Published: 7 ноя 2015